Суматошный бродвейский спектакль - сатира на театральные нравы. Вероятно, картина сохранила и даже приумножила суматоху постановки, но и утратила обаяние живого контакта актеров со зрителями. Как-то при всем обилии хохмовых ситуаций и гэгов, при полном серьезе подтекста, рассказываемая история отстранена от смотрящих, исполнители же, даже и замечательный Дж. Бэрримор, далеки от нас, а ситуации требуют особо пристального внимания, как будто мы рассматриваем их в перевернутый бинокль.
По содержанию это фарс о львином темпераменте преуспевающего режиссера и продюсера, ставящего популярные спектакли, нетерпимого в быту, меняющего актрис, как перчатки, и зажигающего звезды одну за другой. Как то обычно и бывает - до поры.
Такая пора является ему в лице капризногубой блондинки, из которой он, разумеется, легко делает театральную звезду первой величины. Пора внимания и обожания, ухаживания и постельных утех, однако, быстро сменяется равнодушием, скандалами и бегством блондинки в Голливуд, где она делает триумфальную карьеру. Он же, утратив любимицу публики, сталкивается с ситуацией, в которой не был с ранней юности: его факел уже не способен зажечь новую звезду. А может, он просто состарился, и его творчество уже не соответствует запросам публики. Во всяком случае, зритель уходит из театра, а вслед за ним и деньги уплывают из банка.
Растерявший славу и удачу режиссер, в сопровождении самых верных своих конфидентов едет в провинцию в экспрессе с символическим названием "ХХ век", дабы, возможно, отыскать в глубинке "синюю птицу" последней удачи и неожиданно обнаруживает в соседнем купе ту, что разрушила его жизнь и судьбу.
Фильм хорош, хоть, как уже сказано выше, излишне суматошен. Он следует как бы в фарватере комедий, проложенных чаплиновско-китоновским дредноутом "великого немого", где гэг единолично решает любые драматургические задачи и способен не только насмешить, но и заставить задуматься. Это такой нон-стоп ежесекундо, как дождевые пузыри в луже, порождаемых старческой амбициозностью и артистическим самомнением нелепостей и капризов. Все окружающие главных героев им под стать: ленивые охранники, жизнь просиживающие за картами и виски, забывая зарядить пистолеты, чокнутые попутчики, воображающие себя миллиардерами и заставляющие всех поверить в очевидные небылицы, сам поезд "ХХ век", мчащийся из ниоткуда в никуда - в погоне, в погоне, в погоне за именем, состоянием, популярностью, славой. А зачем все это, если утрачено главное - способность остановиться, оглянуться, подумать о ближнем?
"Безумный мир", "жестокий век"... Так-то оно так, конечно, да только и мир, и век делаем мы сами. У каждого из нас есть выбор: любовь или слава, служение или похоть. Люди ХХ века и герои "ХХ века" - белки в чертовом колесе - выбрали славу и погоню за фантомами похоти. А что выберем мы? И в этом смысле "ХХ век" Говарда Хоукса - не просто комедия, но и фильм-предупреждение, даже, если угодно, фильм-катастрофа.
Фильм «ХХ ВЕК (Г. Хоукс)»
Год выпуска: 1934
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие