Психотриллер, рассказывающий историю, столько же происходящую в бреду бессонницы накачивающегося снотворным главного героя, сколько и в его горестной яви.
В прошлом талантливый поэт, а ныне сорокалетний преподаватель литературного мастерства в университете, он беспокоится о не вернувшейся с работы жене, школьной учительнице музыки. Их брак не столь счастлив, чтобы он от волнения рвал на голове волосы, но каков он, их брак, на самом деле, - и нам, и герою лишь предстоит узнать.
Мир не без добрых людей: в дверь коттеджа, где он мучается от беспокойства, но больше от бессонницы, то и дело стучат полицейские, психоаналитики, бешеный любовник жены, наконец, студентка университета, то ли просто проявляющая беспокойство о преподе, не явившемся на занятия, то ли задумавшая его соблазнить. Мир, говорю, не без добрых людей, вот только стучат они в дверь коттеджа всегда не вовремя. Наш поэт вынужден отрываться от куда более значительных событий, происходящих с ним в это время, например, от ловли бегающего по полу и оставляющего за собой кровавый след пальца, неожиданно обнаруженного неспящим в Сиэтле под тумбочкой. Или - от прочистки унитаза, засорившегося вследствие неудачной попытки утопить в нем означенный перст. Чей? А черт его знает: может, убитой жены, может, вообще чужой, может, принадлежавший некогда семейке Адамс, может перст Господень, а может, никакого перста и вообще нет - привиделся он поэту, прочищающему унитаз.
Все полтора часа так и будет: в происходящем размыты черты реальности и бреда, нет, наоборот, все слишком реально, но что из этого явь, а что бред - сказать невозможно.
Центральный эпизод - соблазнение студенткой преподавателя - оставляет позади всех и всяческих спецов эротического жанра, снят и сыгран потрясающе, более того раскрывает, кажется, общий смысл картины. Он, как я понял, в том, что жизнь загнавшего себя в обывательщину белого человека средних лет есть бесплодное трепыхание в туманном ее, обывательщины, бреду, где утопают не только обычные граждане, но и поэты, и интеллигенты. Последние, возможно, в первую очередь. Выхода из сказанного бреда нет, его не даруют нынешним тезеям даже юные ариадны. Посему всех нас, а равно и нашу дряхлеющую цивилизацию ожидает не выход, а исход. Сами понимаете, какой и куда.
Изможденный смертельной дракой с любовником супруги, доведенный до ручки бессонницей и сексуальной слабостью герой, сожрав все имеющиеся в доме таблетки, медленно оседает на пол, а в спальне его пропавшей (погибшей?) жены начинает звучать мелодичная фортепианная музыка. Сильный пол, таким образом, в минусе, слабый... Нынче слабого пола нет, точнее, нет сильного. В соблазнах своих мы источились. Аминь, аминь, рассыпься!
Фильм «БЕССОННИЦА»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие