Признаюсь: прочитав с год назад небольшую аннотацию в "Литературной газете", я с нетерпением искал возможности увидеть картину своими глазами. Никакой, впрочем, особой надежды не питал. Торнаторе - режиссер из тех, кто звезд с неба не хватает: со времени драматического триллера "Простая формальность", сделавшегося классикой жанра прежде всего благодаря изумительному актерскому дуэту Депардьё - Поланский, трудно вспомнить что-либо стоящее. Предпоследняя по времени лента "Милена" - новелла неплохая, но третичная и всерьез может рассматриваться лишь в качестве благодарственного поклона памяти Феллини.
"Легенда о пианисте", точнее "Легенда о 1900" (Тысяча девятисотый - таково имя главного героя фильма), - картина скорее изысканная в плане аксессуаров, нежели сколько-нибудь интересная по драматургии. Ее можно определить как нестандартное голливудское кино, изобилующее крупными планами, настойчиво отсылающее к истории американского кинематографа, вплоть до чаплиновского "Иммигранта", эксплуатирующее в сущности мелодраматический и, пожалуй, психологически неубедительный сюжет, подначивающее поклонников Тима Рота вновь и вновь любоваться своим любимцем, подаваемым во всех технически мыслимых ракурсах.
История же сводится к следующему: первого января 1900 года черный матрос трансатлантического лайнера обнаружил в коробке из-под лимонов белого подкидыша-новорожденного. Славный кочегар не отдал младенца в приют, а растил, воспитывал и образовывал его, как умел, сам, здесь же, на пароходе. Подросши и сделавшись сиротой (кочегар трагически и нелепо погиб во время одного из рейсов), ни разу от рождения до смерти не побывав на суше, мальчик (просто-таки Моцарт какой-то, хотя нет, куда там Моцарту: его папенька музыке обучал) обнаружил феноменальный дар композитора и пианиста, параллельно с нью-орлеанскими неграми и ничего не зная ни о них, ни о созданном ими музыкальном направлении, обогатил музыку ХХ века джазовыми импровизациями, а зарабатывал на жизнь играя в корабельном оркестре.
В центре сюжета - блистательно снятая и разыгранная музыкальная дуэль нашего героя с одним из создателей джаза, в которой, разумеется, 1900-й выходит победителем.
Завершается же вся эта история, кстати, рассказанная другим музыкантом оркестра, трубачом, в конце концов выбравшим жизнь на суше, а не на море, мелотрагической гибелью отслужившего свое и затопленного непадалеку от статуи Свободы корабля, с которым, как с землей обетованной, не пожелал расстаться лишь один человек - наш герой, 1900-й.
Средний, в принципе, фильм, смотрится отнюдь не без интереса и даже сочувствия. Но и не более. Успеху же своему у профессионалов кино и журналистов, я думаю, он обязан не столько режиссеру, актерам и операторскому искусству, сколько музыке Эннио Морриконе. Она, музыка, не столь пронзительна, как в старых лентах Серджо Леоне, но, с другой стороны, ничего подобного по мелодизму и богатству вариаций Морриконе не предлагал кинематографу уже как минимум полтора десятилетия.
Войдет ли "Легенда..." в золотой фонд? Вряд ли. Станет ли главная роль значительной на творческом пути Тима Рота? Скорее всего, тоже нет. Станут ли неофиты-меломаны днем и ночью слушать саундтрек? Не думаю. Разве что истовые и большей частью не первой молодости поклонники джаза. В общем, "Легенда о пианисте" - скорее всего, картина для киноманов, то есть для тех, кто находит удовольствие в обнаружении явных и скрытых цитат из истории кино.
Фильм «ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ (THE LEGEND OF 1900)»
Год выпуска: 1999
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие