Картина рассказывает, в общем, обыкновенную историю двух нью-йоркцев, чьи судьбы пересекаются вследствие нелепого случая, на первый взгляд неприятного, но отнюдь не рокового. И то сказать: случись это происшествие не в Нью-Йорке, а где-нибудь в Оклахоме, скорее всего, последствия ограничились бы малозаметным "похудением" чековой книжки одного из персонажей, да незапланированной потерей времени для другого.
Что произошло? Да ничего особенного. На скоростной магистрали столкнулись две машины, следующие в одно и то же здание суда: водитель первой, немолодой негр (Сэмюэл Джексон), только что - пару недель назад завязавший алкоголик, переживая предстоящий развод с женой, без предупреждения сбросил скорость, водитель идущего следом второго автомобиля, молодой адвокат (Бен Аффлек), задумавшись о предстоящем процессе, не успел среагировать и избежать столкновения.
Пообщавшись друг с другом нерадостно, но достаточно вежливо, потеряв при этом двадцать минут, водители разошлись в разные стороны, не подозревая о том, что направляются оба в одно и то же место. Причем адвокат забыл на месте происшествия папку с основным для предстоящего весьма щепетильного заседания документом.
Так-то персонаж Джексона опоздал на собственный брако-разводный процесс и потерял жену и двоих горячо любимых сыновей-подростков, а герой Аффлека по существу проиграл миллионное дело, получив отсрочку для предоставления потерянного документа лишь до конца рабочего дня.
Дальнейшее содержание фильма - рассказ о том, как эти люди, один из которых всеми силами пытается спасти свою карьеру, другой - семью, теряют человечность и, поддавшись бесу зла, мстят друг другу за то, в чем никто из них, в сущности, не виноват. А кто виноват? Сумасшедший мегаполис Нью-Йорк, самое устройство современной цивилизации, обстоятельства, короче говоря - система, демократическая лишь с виду, а на самом деле построенная на лжи, корысти, всеобщем непонимании и нежелании понять ближнего. Да и бывают ли вообще ближние в больших городах?
Бывают - разрешает вопрос финал картины: измучив друг друга, изолгавшись и дойдя до отчаяния, заставившего адвоката совершить ряд должностных и просто человеческих преступлений, а его визави - предпринять попытку убийства и побывать за решеткой, герои в конце концов понимают, что единственный путь спасения, пусть не семьи и карьеры, а собственной еще живой души, - в том, чтобы сделать шаг навстречу друг другу.
Голливуд не умеет обходиться без хэппи энда, и потому персонаж Джексона возвращает адвокату папку с документами, юрист же помогает ему сохранить семью. Тем не менее концовка не портит общего впечатления от фильма, выполненного в жанре серьезной социальной драмы, не грешащего обилием авантюрных похождений, разыгранного С. Джексоном и Б. Аффлеком тонко, точно и потому достоверно.
Подобные ленты в американском кино снимаются не часто, ведь картина Р. Мичелла говорит если не о душе человека, то, во всяком случае, и не о теле. Она скорее иллюстрирует драматический социальный подтекст взаимоотношений человека и мира, некогда человеком построенного, а теперь диктующего своему строителю правила игры, в общем, то, о чем когда-то пел Вилли Токарев: "Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой".
Маленький не в силах сокрушить гигантское, если, конечно, он не древнеиудейский Давид. Но кто из нас, жителей больших городов, Давид? Мы в основном сокрушаем друг друга. Вероятно, глубинный смысл фильма в том, что лишь преодолев себялюбие, лишь побратавшись, объединившись, люди могут выжить в этом мире, противостоять чудовищу по имени Цивилизация, а быть может, и сокрушить теперешнего Голиафа - монстра системы, когда-то построенной нами самими, а ныне превратившей нас всех в винтики и колесики бездушного гигантского механизма.
Фильм «МЕНЯЯ МАРШРУТЫ»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие