Мастер стильного, как сейчас принято выражаться, триллера, Брайан де Пальма предложил своим поклонникам новую работу, сделанную в очевидной сопричастности стилистике Дэвида Линча. Последнее обстоятельство сказывается не только на клипообразности видеоряда, изобилии эротики без какого-либо подобия любви, но и на некой двусмысленности прочтения сюжета, заложенной на уровне сценария. Сумасшедший дом современного мира вообще и, в частности, мира криминального показан как бы глазами его обитателя, не способного толком разобраться, где, когда и в какой реальной временной последовательности происходят события рассказываемой истории. (Замечу в скобках, что ни о каком "потоке сознания" речи идти не может, так как если и есть здесь поток, то лишь поток сцепляющихся и самодовлеющих обстоятельств.) К тому же, в полном соответствии с законами постмодернизма, фильм предлагает и неоднозначную развязку. С одинаковым успехом можно вычитать из нее и хэппи энд, и трагический финал. Оба они, в сущности, логично и вполне по заслугам (в зависимости от позиции наблюдателя) вершат деяния персонажей, живущих (или вынужденных жить) в противоречии с законами общества.
Некая бандитка-бисексуалка, в сопровождении шайки грабителей, посещает не то премьерный показ картины Р. Вернье "Восток - Запад" на Каннском МКФ, не то шоу торжественного закрытия фестиваля, где, в процессе производимомого в туалете "розового" сексуального акта, снимает с одной из кинодив этой ленты алмазный убор стоимостью в двести миллионов долларов, с помощью напарника подменяя его точной копией. Вместо того, чтобы далее поделить добычу, дамочка "кидает" тех их своих дружков, кто выжил после возникшей перестрелки с охраной, а затем: а) погибает в разборке с оставшимися; b) кончает самуобийством; c) засыпает в ванне и во сне раскручивает основной авантюрный сюжет; d) не засыпает в ванне, но еще раз по прихоти случая губит своих подельников.
В варианте истории, обозначенной литерой "С", в игру случайно вступает некий парижский фотограф, грешащий завышенным мнением о собственных художественных возможностях, на деле же выполняющий функции совестливого папарацци (если таковое вообще возможно). Героиня, успевшая прямо из ванны сбежать в США, возвращается в родной город в качестве жены американского посла, сталкивается с папарацци и разыгрывает с его помощью новую авантюру автокиднэппинга, несколько меньшей стоимостью (двадцать миллионов). Именно эта история любви-ненависти, замешанной на стяжательстве, и занимает большую часть экранного времени, позволяя поклонницам вдоволь налюбоваться статью Антонио Бандераса, некогда бывшего талантливым европейским актером, но со времени пришествия в Голливуд используемого там разве что в качестве секссимвола в однотипных блокбастерах. Таков он и в фильме Брайана де Пальмы, красавчик в шикарном антураже разноцветного мелькания роскошных полуголых красоток, цветомузыки и бьющихся автомобилей.
Короче, если бы не Париж, где все это снималось, если бы не неистребимый вечный шарм столицы европейской культуры, мы имели бы дело с очередной дорогостоящей попыткой привлечь внимание скучающего зрителя путем сочинения гипертекста там, где и просто нетривиального текста за избитостью темы не сделаешь. Париж спасает эту киношку, точно так же, как спасает он, по-моему, миллеровский "Тропик Рака", который, в отличие от "Тропика Козерога", пусть с трудом, но можно дочитать до конца.
Смотреть "Роковую красотку", разумеется, вполне можно и даже не без некоторого интереса, но, безусловно, лишь людям, достигшим совершеннолетия.
Фильм «РОКОВАЯ ЖЕНЩИНА»
Год выпуска: 2002
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие