Марко Феррери - самый, вероятно, главный итальянский классик в жанре пародии. Фильмов он снял многое множество, пародировал, похоже, всё и всех на свете - от Антониони до Скорсезе. Основной его творческий прием - придумать (или подсмотреть) какой-нибудь социальный, а чаще психический "бзик", и на этом "бзике" сделать картину, вытащив из него и его носителя весь алфавит возможностей. Так, в социальной сатире "Большая жратва" персонажи доедаются до смерти, а в иронической мелодраме "Я тебя люблю" одноименная говорящая игрушка отчуждает героя Кристофера Ламберта не только от всего мира, но и от самого себя.
"Бзик" Лизы, блестяще и в то же время крайне скупыми средствами исполненной молодой (тогда, в 1972-м) холодной красавицей-блондинкой Катрин Денёв, в том, чтобы любить бородатого художника, удалившегося от мира и семьи на необитаемый остров, где он, вообще-то говоря, не слишком утруждается творчеством. Любить как Пятница - Робинзона. Нет, как собака хозяина. У художника, правда, уже есть собака, симпатичный такой кобелек, а Пятница ему не нужна. И вообще он нормальный художник, без таланта и без "бзиков". Но от сногсшибательной блондинки, конечно, не отказывается. За что она утопляет его собачку и теперь в ответ на команду "Апорт!" носит ему из воды палочку сама. Тем и преодолевает всемирно знаменитое экзистенциальное антониониевское отчуждение. Или разобщение. Или предпочтение одиночества. То бишь, по-гречески - нарциссизм.
Лиза (Галатея) обнюхивает своего Пигмалиона, облизывает его, идет вслед за ним в его семью (когда на этого типичного представителя то ли богемы, то ли пляжно-марихуанных братств 60-х находит стих проведать свою не первую и не последнюю мелкобуржуазную жену со чадом) и с полнейшим равнодушием и спокойствием взирает на обалдевших хозяек в перерывах между собачьи жадным поглощением предложенного угощения и повиливанием "хозяину" от нерассказуемой любви аппетитной филейной частью организма.
Основное же действие проистекает на впрямь чудном пустынном островке (просто-таки "обретенный Рай"!), лишь изредка посещаемом вохрой Иностранного легиона в поисках своих заблудших (точнее - сбежавших) рядовых, коих неизменно находят и больно бьют палками (но не едят, как каннибалы, посещавшие остров Робинзона). На сем острове стоит со времен Второй Мировой благоустроенный бункер, где и обрел одинокое комфортабельное пристанище художник Губа-не-дура, а невдалеке от бункера доржавевает третьерейховский "кукурузник" с выбитыми стеклами и справно плодоносит единственная маслина, высаженная в 44-м неким эксцентричным немцем. Сей бош к концу действа прилетает-таки на остров и заявляет свои бесспорные права на вкусные оливки, коими едва не единственными питались до того художник с "собакой".
Цивилизация, таким образом, вторгается в идиллию, заставляя Робинзона с Пятницей покинуть райский уголок - на том самом немецком металлоломе, выкрашенном "бзикнутыми" островитянами в нежно-розовый цвет. Правда, пропеллер у самолета так и не раскручивается, но долженствующая летать "этажерка" с двумя пассажирами на борту - заросшим бородой Мастроянни и его обольстительной белокурой "собакой" - мирно укатывается под горку.
Вот такая вот мещански-богемная робинзонада в пику Микеланджело Антониони, славному продолжателю просветителя-экзистенциалиста Даниэля Дефо. Комедия, разумеется. Комедия изо всех сил. Потому - несмешная, даже невеселая, хуже того - печальная. Экзистенциалист Чехов, если помните, тоже называл свои пьесы "комедиями": "Трех сестер", там, или "Дядю Ваню".
А кто вообще сказал, что зритель комедии обязан смеяться? Не верьте. Комедия - вещь грустная, и "Лиза" - отменный тому пример.
Фильм «ЛИЗА »
Год выпуска: 1972
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие