Третий фильм Бергмана, на сей раз почти полноценная драма, совмещающая эстетику итальянского неореализма и театральной пьесы. К этому времени постановщик картины является уже и постоянным режиссером гетеборгского драмтеатра. Работоспособность Бергмана поразительна: с конца сороковых и вплоть до семидесятых годов он будет ежегодно выдавать по две-три премьеры в театре и снимать, как правило, по два фильма.
"Корабль идет в Индию" - история противостояния забитого молодого человека (Бирген Мальмстен), страдающего от сильной сутулости и мечтающего стать капитаном дальнего плавания, а пока исполняющего роль чернорабочего-ремонтника на ветхой семейной посудине, и его самодура-отца (Х. Лёвенадлер), озлобленного подступающей слепотой и помыкающего безропотной женой, равно как и всеми окружающими. "Моментом истины" для отца и сына становится молодая солистка варьете, желающая продать себя за высокооплачиваемую работу, положение в обществе и меха, а пока что принимающая предложение крутого папаши уехать вместе в дальние страны. Однако поселившись в доме любовника, артистка быстро узнает цену как ему самому, так и его обещаниям, не может не сочувствовать мужеству верной супруги самодура и влюбляется в его глубоко порядочного сына.
Катастрофический финал этих ненормальных отношений, когда отец совершает попытку убить сына, а затем и сам, ослепнув, выбрасывается из окна тайной холостяцкой квартиры, мог бы свести картину к жанру мелотрагедии, но ее спасает форма: истеричная история подается не то как воспоминания, не то даже как сон главного героя, в экспозиции спускающегося с борта океанского лайнера в белоснежной капитанской форме, а в эпилоге отыскавшего свою певичку и увозящего ее на там же лайнере "в даль светлую".
В "Корабле..." впервые звучит одна из важнейших тем бергмановского творчества - комплекс отца. Многие свои будущие фильмы, как и многие страницы будущих книг (в том числе книги воспоминаний "Laterna magica") режиссер посвятит этой мучительной для него проблеме. К чести молодого Бергмана уже в ранних работах он пытается увидеть в образе авторитарного, нетерпимого родителя не одни только плохие стороны. Так, здесь перед нами несомненно жестокий человек, однако жестокость его во многом провоцируется неизлечимой болезнью...
"Корабль...", таким образом, - фильм о сопротивлении лучшего в человеке худшему в жизни. Приведу небольшой, но почти исчерпывающий проблематику ленты фрагмент из статьи кинокритика Б. Чижова, открывающей сборник "Ингмар Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью" (М.: Искусство, 1969. С. 11 - 12): "Тема тусклой, засасывающей повседневности получает (В "Корабле...". - В.Р.) почти аллегорическое выражение... действие происходит на старой, никуда не годной морской посудине, стоящей на приколе и медленно погружающейся в прибрежный ил, в то время, как действующие лица все глубже увязают в тине быта и мучительных, болезненно-психологических проблем.
Но в том же фильме возникает и тема нравственного противостояния человека силе враждебных обстоятельств. "Нельзя оставаться в одиночестве", - говорит героиня фильма, - это все равно, что умеретьс. Ей вторит Юхан (которого играет любимый актер раннего Бергмана Биргер Мальмстен): "Нельзя все время поддаваться течению, а то увязнешь и уж больше не выберешься".
Бергман вывел на шведский экран героев со сломанными судьбами, ущербной психикой, болезненными страстями... Особенно ранимым становится человек, когда он любит и страдает не столько за себя, сколько за другого".
"Корабль идет в Индию", как и предыдущие ленты Бергмана "Кризис" и "Дождь над нашей любовью", безусловно интересен, но интересен главным образом чисто энциклопедически - как ранние попытки молодого гения найти свою тему и свою эстетику.
Кстати, почему корабль идет именно в Индию? Осмелюсь предположить: потому что Индия для северного европейца, впрочем, как и для русского, да и как для европейца вообще (того европейца, что родом и навсегда - из средневековья) - страна чудес, мир, где наяву осуществляются все наши мечты и сновидения.
Фильм «КОРАБЛЬ ИДЕТ В ИНДИЮ »
Год выпуска: 1947
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие