Вторая режиссерская работа молодого Ингмара Бергмана, вновь мелодрама, на сей раз посвященная конфликту изгоев общества с миром мещанского благополучия и бюрократией.
Бездомная провинциалка, потеряв скудно оплачиваемую работу и, следовательно, хоть какое-то правовое положение в большом городе, в буквальном смысле оказавшись на улице, встречает молодого человека, только что вышедшего из тюрьмы. Проведя ночь в гостинице, где их приняли только потому что у девушки был в руках потертый чемоданчик, а парень заплатил за ночлег свой НЗ - последнюю пятерку, бесполезно попытавшись утром найти жилье у старых друзей молодого человека, таких же, как он, бывших и завязавших зэков, влюбленные садятся в пригородный поезд. К вечеру они вновь оказываются на большой дороге, под холодным осенним дождем. Девушка подвернула лодыжку и потому, когда они встречают первое жилье - заброшенный летний домик, парень взламывает замок топором.
Еще не успев как следует осмотреться и затопить печь, молодые люди вынуждены принимать гостя. Им оказывается странный пожилой человек, живущий по соседству. С подозрительной хитрой ухмылкой он, хозяин этой хибары, предлагает любовникам снять у него домик, платя небольшую сумму, которую молодой человек может заработать, служа у местного зеленщика.
Пара остается зимовать. Он работает у зеленщика, она обживает домик, соседи относятся к ним доброжелательно, местные коробейники дарят им кофемолку и радио. Словом, жизнь влюбленных налаживается. Так проходит зима, а весной начинаются неприятности. Сначала героиня сообщает любовнику, что ждет ребенка, но не от него, а от случайной связи, имевшей место утром в день их первой встречи. Герой сначала решительно отказывается воспитывать ублюдка, но - любящий муж - в конце концов смиряется с ситуацией. Неприятности, однако, продолжаются, и вот уже хозяин домика с той же мрачной ухмылкой предлагает парню, прежде подумав дважды, купить у него жилье. Женщина против, но ее любовник покупает-таки домик. Тотчас же выясняется, что на этой территории намечено крупное строительство, дом предназначен к сносу, а бюрократия ничего не желает знать. Повздорив с чиновником, принесшим молодым людям это официальное сообщение, герой наносит ему "телесный и моральный ущерб". В это же время жена зеленщика обнаруживает пропажу кофемолки и старого радиоприемника, а местный пастор отказывается обвенчать героев, поскольку они приписаны к другому приходу. Более того, он требует, чтобы женщина рожала не дома, а в приюте, и скрепя сердце молодые расстаются. Ребенок рождается мертвым. Чиновник подает в суд.
Процесс складывается явно не в пользу героя, и, похоже, парню вновь "светит" тюрьма. Однако сказочная речь адвоката расставляет все точки над i, молодых людей оправдывают, но жилье тем не менее отнимают.
И вновь, теперь уже законные супруги, с тем же потертым чемоданчиком, они выходят на большую дорогу. Правда, небо над дорогой светлое, к тому же адвокат дарит им на прощание зонтик. Дождь над любовью не страшен тем, кто по-настоящему любит, тем, кто благодаря любви уже выдержал не одно испытание.
Таково содержание этого не самого лучшего бергмановского фильма. Однако, несмотря на откровенную мелодраматичность, есть в нем нечто, позволяющее с любопытством смотреть картину сегодня. Это "нечто" - актеры. Здесь впервые появляются, так сказать, "фирменные" бергмановские исполнители первого периода творчества Б. Мальмстен и О. Фридель (пастор), которых он будет снимать и позднее. Актеры великолепные, с широчайшей амплитудой лицедейских возможностей, с театральной школой и в то же время совершенно органично смотрящиеся в кинозале. Актеры Бергмана умеют играть душевные переживания, используя и театральные эффекты, и "маску", свойственную "великому немому", и тонкую мимику современного высокого кино. Особенно интересен в "Дожде...", пожалуй, Бирген Мальмстен в роли главного героя, да еще Е. Седерлунд, исполнивший роль "человека с зонтиком" (он же - адвокат), своего рода рассказчика и доброго волшебника, сопровождающего и комментирующего действие фильма.
В целом же, вторая лента Бергмана, на мой взгляд, уступает "Кризису" (1945) и выполнена в стилистике камерного соцреализма середины столетия, то есть наивна и, несмотря на, в общем, серьезную проблематику, малоправдоподобна.
Фильм «ДОЖДЬ НАД НАШЕЙ ЛЮБОВЬЮ »
Год выпуска: 1946
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие