Молодые люди всегда хотят уверить весь мир в том, что они - особенные, что до них ничего подобного их творчеству на свете не бывало. На самом же деле жанр молодежной эротической мелодрамы, или, пусть, трагикомедии, в котором Денис Евстигнеев делал свой второй фильм (первым была весьма посредственная криминальная мелодрама "Мама"), столь же древен, как само искусство. "Дафнис и Хлоя", например, древнего грека Лонга - чем не эротическая, чем не авантюрно-комическая, чем не молодежная мелодрама? А ранние фильмы Годара, те же, скажем, "На последнем дыхании" или "Безумный Пьеро", что, не молодежные трагикомедии, скажете? Да и вот Тарантино совсем недавно...
Это я всё не к тому, что Евстигнеев снял плохое кино, совсем нет, это я по поводу не устающей восторгаться им критики. Фильм как фильм, матерщиный и расхристанный, как сейчас модно и можно, откровенно идущий вслед соловьевскому "Нежному возрасту", при этом проигрывая ему на каждом шагу: и в плане драматургии, и психологии, и в плане исторического зрения, и актерских дарований. Я уж не говорю о работе оператора и, особенно, о музыкальном оформлении. Как-то, знаете ли, Чичерина с Рахманиновым не увязываются, даже на уровне молодежной эклектики. Короче, фильм и фильм. Посредственный, как "Мама".
Хотя замах, разумеется, был. Я бы даже сказал, Наполеоновский был замах - на посттарантиновское и постсоветское разом полотно на вечные философские темы любви и смерти. Так сказать, сильна, как смерть... А что сильнее смерти, дорогой читатель? Правильно, любовь. Прикол в том, что в евстигнеевской версии получается не любовь, а, извините, трах.
Вот и мыкается недотёпистый студентик - главный герой фильма - в поисках, с кем бы. А параллельно из постели в постель полубардачной общаги перескакивают его более удачливые кореша. После чего со всей искренностью выдают дурачку полезные советы. Героини, точнее, персонажи без юбок - все как одна... Ну, вы понимаете, что я хотел сказать. А еще параллельно одной из них надоело это дело без штампа в паспорте, так что решила она, бедная и влюбленная в общажного кобелька, выйти замуж. И вышла - за старого бандита. Но тут (любовь оказывается сильнее смерти) является предмет ее страсти и прямо на чужой свадьбе, опять же пардон, в сортире... В общем, изметелили бандитовы братки парнишку. И, по-моему, правильно сделали: раньше надо было думать, а после драки чего ж кулаками размахивать - оно и в глаз можно получить. Бедную же невесту вообще пришили. Это хоть и лишнее, но для трагикомедии самый раз - не зря же она все-таки "траги". И оказывается (интересно, по замыслу режиссера, или по воле сопромата?), что сильнее все-таки смерть. Чего сильнее? Опять-таки траха. Потому как не любовь это: ни с его, ни с ее стороны. И никогда любовью не было. А что ж тогда любовь, и где она?
Любовь (зовут Мариной, трудится на благо лаборанткой в судмедэкспертизе, любовно определяя, какого пола твой размазанный по асфальту сосед), любовь, значит, вся такая толстоморденькая, как свинарка без пастуха, в распущенных рыжих космах и конопушках, уже к середине картины садится на подоконник (этаже этак на седьмом), жует, Ева, яблоко и ждет суженого. Суженый - тот самый недотепа, главный герой евстигнеевской картины, в этот момент находится на крыше ее дома, пытаясь заработать физтрудом (окраской проржавевшей кровли) на проститутку, дабы расстаться с ненавистной девственностью. В финальном кадре они, понятное дело, радостно целуются: дорвались. Расставание с девственностью с истинно голливудской (то ж советской) целомудренностью остается за кадром, хотя за час двадцать столько уж наговорено и напоказано, что какая там целомудренность!.. Впрочем... что ж это я! - вот же она, та любовь, что сильнее смерти. Ловите ее, молодежные зрители, хавайте, сколько унесете.
А так, вообще, - фильм и фильм. Молодежный. (Если больше нечего сказать - всегда говорите: молодежный.) И юноша, главную роль исполнявший, наверное, станет актером: глазки у него славненькие, грустные такие. Как у Дафниса без Хлои.
Вернемся к началу: молодые люди всегда хотят уверить... В чем? Что, в конечном счете, хотел сказать Евстигнеев, зачем снимал очередную чернуху? Объясните, пожалуйста, кто понимает.
Виктор РАСПОПИН
2. Пара слов в защиту секса и молодежного кино, или полемическое дополнение к рецензии Виктора Распопина
Не стану отрицать, "Займемся любовью" - фильм прежде всего о проблемах юношеской сексуальности. Но все же, во-вторых - он о любви. И только в-третьих - о смерти. Смерть в фильме - даже не смерть, а отсутствие человека в жизни: "будем думать, что ее выгнали из института, и она уехала домой". Так что нужно ли говорить о смерти в контексте данного сюжета? А вот о любви и сексе поговорить стОит.
К сожалению, фильм действительно молодежный, и смотреть его будет именно молодежь; среднее и старшее поколение отпугнет не вполне нормативная лексика и возмутительное - на пуританский взгляд "middle-age" человека - отношение молодежи к "чести", "чистоте", "невинности" и такому священному занятию, как "любовь". Опять же к сожалению, молодежь (да и не только она) часто не видит разницы между терминами "заняться сексом" и "заняться любовью". А разница - огромная, и фильм, собственно, об этом. Увы, современность такова, что именно физиологической стороне любви (в народе - сексу) уделяется наибольшее внимание. СМИ куда больше говорят о надежной контрацепции, чем об этических и психологических проблемах отношений между юными созданиями. И к девственности относятся исключительно как к обузе. И никуда от этого не деться. И фильм об этом. Но это не поощряется авторами, а осуждается и предлагается альтернатива: к физиологии через дружбу и эмоциональный контакт. К тому же физиологичность - язык нового поколения. Фильм пытается говорить о любви на языке, понятном каждому. Вопрос, насколько внятно и членораздельно получилось сказать? Если смотреть картину невнимательно, действительно можно принять секс за любовь и наоборот. И это грустно, потому как некую воспитательную функцию фильм на себя возлагает.
Лейтмотив картины - различение "просто так" и "серьезно". Увы, героев, у которых "это" серьезно, зрителю не показывают, но явно есть надежда на то, что у главных героев - Тюленя и Марины - все будет иначе. Во-первых, потому, что у них взгляд все же несколько обезображен интеллектом, - не в пример остальным персонажам - а кто будет отрицать, что возвышенная радость любви (ЛЮБОВИ) доступна людям духовно и эмоционально развитым, в отличие от просто секса. О котором, увы, талдычится на протяжении практически всего фильма. И вовсе не радостно они в финале целуются - не "дорвались", а встретили посреди всеобщего бардака, разврата и распущенности нравов НОРМАЛЬНОГО человека, с которым можно просто поговорить.
Между прочим, героя, у которого на уме один секс и никакой любви (хотя это еще вопрос: не любят тех, кто тебе безразличен, а если закатываешь истерики на поточную аудиторию, то это не просто секс, а все-таки нечто большее), жизнь жестоко наказывает. Так что, вроде бы, то, что хотели сказать сценарист и режиссер, понятно. А ежели хотите любовь без секса, то - "Вам и не снилось". Кстати, современные трактовщики "Ромео и Джульетты" склонны к точке зрения, что секс между несчастными влюбленными имел место быть, хотя и знакомы они были всего-ничего.
В общем, кто не поймет, что "Займемся любовью" - о любви - тот на любовь и не способен. А кто способен - тот, хочется надеяться, поймет. Ну, не шедевр, конечно, зато музыкальное оформление дивное, и актеры юные и обаятельные.
Между прочим, на кинофестивале "Бригантина - 2002" (Украина) фильм "Займемся любовью" получил премии в следующих номинациях:
"Лучший фильм"
"Лучшая режиссерская работа"
"Лучший дебют" (Кирилл Малов)
Приз зрительских симпатий.
А на "Кинотавре" того же года - премию "Лучшая мужская роль второго плана" (Андрей Новиков, Евгений Цыганов) и специальный приз жюри.
Юлия ШЕЙНИНА
Фильм «ЗАЙМЕМСЯ ЛЮБОВЬЮ »
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие