1940 год. Итальянские солдаты в оккупированной Греции. 28-летний лейтенант получает задание развезти по гарнизонам новый набор проституток. В кузове грузовика размещается дюжина молодых голодных гречанок, а в попутчики лейтенанту и его шоферу набивается бравый майор-чернорубашечник. Сюжет фильма и составляет их опасное, исполненное внутреннего и внешнего драматизма путешествие по горным дорогам оккупированной и уже сдавшейся страны, в которой, однако, не умерло Сопротивление.
Но речь в картине, конечно, не столько о самом путешествии, сколько о людях на войне, о психологии мужчин и женщин, о том, что первые перед лицом смерти, как правило, преображаются, проявляя чудеса стойкости и героизма, либо теряя от страха весь внешний лоск, а вторые - просто остаются людьми, сильными в слабости своей, мужественными в женственности, всепрощающими и святыми грешницами. Они очень разные, эти несчастные Магдалины из униженной маленькой страны, некогда подарившей Старому Свету его культуру (а в первую очередь передавшие ее римлянам - оккупантам и предкам оккупантов нынешних): контактные и замкнутые, красивые и дурнушки. И тем отличаются от, в общем-то, одинаковых мужчин, с которыми им приходится путешествовать, есть и спать. Хотя и среди последних совсем плохих людей тоже нет, даже фашист-чернорубашечник не до конца бесчеловечен. Плохими их делает война, точно так же, как и проститутками этих женщин тоже сделала война.
- Ты знаешь, что такое голод? - спрашивает одна из них главного героя, человека на редкость совестливого и интеллигентного.
- Да, - отвечает он. - Я слышал об этом.
- Тогда ты ничего не знаешь, - заключает она...
Все мы помним повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие" и ее экранизацию, снятую С. Ростоцким, фильм, ставший классикой нашего кино. Там тоже рассказывается о подвиге женщин на войне, о чистых советских девушках, одна за другой жертвующих собой во имя Победы. Фильм Валерио Дзурлини был раньше и вроде бы о другом, во всяком случае, о других женщинах. На самом деле он о том же - о безымянном подвиге человечности, единственном, что может противопоставить культура кровавому хаосу разрушения, о неистребимой силе жизни, заключенной именно в женщине, святой и грешной.
Дивный мелодический лейтмотив, потрясающая операторская работа, хорошие актеры - всё это если не продолжает неувядающую красоту и силу неореалистического кино, то, по крайней мере, талантливо напоминает о нем.
Впрочем, может быть, сегодняшний молодой зритель с недоверчивостью отнесется к характерам персонажей старой ленты, или даже не поверит в их психологическую подлинность. Но люди 20-х, 30-х, 40-х были, судя по литературе и кинематографу, именно такими. Разобщеннность, крайний индивидуализм и философские выкладки экзистенциализма поразили широкие массы после Великой войны и не в малой степени как ее следствие. Здесь же мы видим тех, кто родился между двумя мировыми бойнями ХХ века, тех, кто был или мог быть нашими дедами и прадедами. И эти точные, яркие психологические портреты - может быть, лучшее в картине Дзурлини, без всякого сомнения, входящей в "золотой фонд" мирового кино.
Фильм «СОЛДАТСКИЕ ДЕВКИ (ОНИ ШЛИ ЗА СОЛДАТАМИ)»
Год выпуска: 1965
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие