Питер Гринуэй - профессиональный художник, пришедший в кино, чтобы доказать: это искусство визуальное, а не драматическое. Всеми своими фильмами английский режиссер как бы восстанавливает в правах "великого немого", предлагая зрителю вариации "оживших фотографий", точнее, оживающих художественных полотен. Если в "Контракте рисовальщика" это пейзажи британских живописцев XVIII века, то в "Отсчете утопленников" приходят в движение скорее картины французских художников второй половины XIX столетия и модернистов начала века ХХ: пейзажи, натюрморты и портреты толстых, волосатых, некрасивых, большею частью немолодых людей.
По жанру "Отсчет утопленников" - черная абсурдистская комедия, пожалуй, даже фарс о сытых, скучающих и сексуально неудовлетворенных мещанах, то ли живущих, то ли отдыхающих в диком приморском уголке. Несколько разновозрастных женщин, представительниц одного клана, методично и последовательно утопляют надоевших им мужчин, пользуясь похотливым расположением к ним соседа-патологоанатома, в одиночку воспитывающего сына-подростка и выписывающего обеляющие соседок заключения о гибели их мужей в результате несчастного случая.
Жертвы, вообще говоря, вполне заслуживают утопления. Но не меньше заслуживают того же и их убийцы. И, разумеется, сам доктор. И даже его сын, страдающий двумя маниями: пронумеровав, систематизировать смерть во всех ее вариациях (от поваленных деревьев и сдохших коров до соседских мужских особей) и выяснить смысл обряда обрезания. Когда все мужские персонажи картины будут благополучно утоплены и преданы кремации, а счет пронумерованных смертей дойдет до круглой сотни, отрок собственноручно произведет над самим собой древнеиудейский обряд инициации и повесится на старом дуплистом дереве в саду.
Что, помимо того, означают все эти цифровые загадки, можно лишь догадываться. Говорят, Гринуэй на такого пытливого зрителя и рассчитывает. Картины каких конкретно художников, помимо увидевшегося мне К. Коро и достаточно явно читающегося С. Дали, оживляет Гринуэй, равно и какие фильмы он цитирует, пусть толкуют искусствоведы. Впрочем, где Дали - там, понятно, и Бунюэль (дохлые коровы - точно из "Андалусского пса"), ну а без цитат из Феллини, наверное, ни один значительный современный режиссер не обходится (здесь мелькнули хоровод на причале из "8 1/2" и сидение сумасшедшего в раскидистой древесной кроне из "Амаркорда").
Кроме живописности, "Отсчет утопленников", как и вообще все фильмы Гринуэя, музыкален, вернее сопровожден едва ли не единственной, но очень красивой и тревожной запоминающейся мелодией - ведущим лейтмотивом всех перипетий действа. В общем, зрелище это замечательное, безусловно авторское, оригинальное и талантливое, а для кинематографа двух последних десятилетий, все более и более усредняющегося, утрачивающего вместе с национальным колоритом и общую культуру, - едва ли не уникальное и потому, разумеется, классическое.
Фильм «ОТСЧЕТ УТОПЛЕННИКОВ »
Год выпуска: 1988
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие