1861 год. Герой Бастера Китона - маленький смешной молодой влюбленный южанин, машинист поезда с громким названием "Генерал", безрезультатно пытается записаться добровольцем в армию. Его не берут, и семейство невесты отворачивается от него, как от труса и дезертира.
Побеждающие северяне умыкают у машиниста невесту, а вместе с ней и любимого "Генерала". Захватив другой поезд, герой бросается вдогонку за похитителями, - и перед нами предстает комедийно-приключенческий вестерн, родной дедушка сигаловского "Захвата-2".
Приключения в режиме non-stop, выявляющие недюжинное мужество и неунывающую натуру истинного чемпиона и героя, завершаются положенным хэппи эндом, а кульминационный эпизод - пребывание героя под столом в ставке противника - стал просто-таки хрестоматийным. Во всяком случае, был, можно сказать, буква в букву повторен во множестве позднейших лент, среди которых и такая сверхпопулярная в 60-е, как "Фанфан-тюльпан" Кристиана Жака. Да и Серджо Леоне в "Хорошем, плохом, злом" нет-нет да и процитирует старого "Генерала".
Эту замечательно смотрящуюся и сегодня картину Бастер Китон делал не только как актер, но и как режиссер. Может быть, поэтому фильм чересчур содержателен для комедийного вестерна, слишком драматичен и порой даже серьезен. Оттого, наверное, в свое время и провалился в американском прокате. Зато сейчас его смотреть - одно удовольствие: и легко, и изящно, и трюки натуральные (кстати, полностью выполненные самим Китоном), и где-то подсознательно ощущаешь, чего всё это стоило "неулыбчивому" комику.
Вот что пишет о фильме современный киновед: "С величайшей скрупулезностью Китон воспроизвел для экрана рисунки Мэттью Бреди, нашел пушки времен войны, костюмы шил чуть ли не сам. В съемках принимали участие 500 человек Аризонской гвардии. Переправу северян через реку снимали общим планом. Лошади обезумели от грохота орудий. Кто-то из статистов случайно наступил на колышек с миной. Всего на съемках пострадали девять человек. Виноватым, конечно, сделали Китона. А под конец на площадке случился пожар, была ночь, и Бестер в одних трусах самоотверженно боролся с огем. Словом, южане войну проиграли, а фильм вышел на экраны и не окупился" (Из статьи Олега Косолапова "Генерал" /"Первый век кино". М.: Локид, 1996. С. 34).
Самое главное, что понимаешь, вглядываясь в этот старый черно-белый фильм: "великий немой" был воистину великим, потому что не позволял зрителям расслабиться, отвлечься ни на секунду. Каждое мгновение на экране что-то происходит, что-то важное, обязательное, может быть, самое главное. Отвернешься, зазеваешься - выпадешь из процесса, надо будет начинать все с начала. И для ленивого, неподготовленного, не любящего утруждать свое внимание зрителя такой просмотр может оказаться неожиданно нелегким. Но в конечном счете, если потрудиться, - полезным и очень-очень интересным.
Одним словом, "Генерал" - истинная классика не только жанра и Голливуда, но и мирового кинематографа в целом.
Фильм «ГЕНЕРАЛ »
Год выпуска: 1926
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие