Психологическая драма, действие которой происходит в лагере для военнопленных на острове Ява, где хозяева - японцы, а пленные - англичане. Британский офицер Лоуренс отказывается сотрудничать со своими тюремщиками.
Как всегда, все они переврали. Да Лоренс не сотрудничал с японцами для своей выгоды! Но ему это и не надо. Он рафинированный англичанин, не один год проработавший в Японии и знакомый (пусть лишь частично) с японским взглядом на жизнь.
Основные дествующие лица, помимо Лоренса:
- Другой полковник, военный аристократ, командир военнопленых, он то и отказывался сотрудничать с со своми надзирателями.
- Майор Джонс, типичный вояка, такой крутой ренджер, которому все нипочем. В юношестве он перенес психическую травму, о которой только в трудных условиях плена стал догадываться и понимать, что унижение его брата-горбуна, за которого он не вступился, всю жизнь будет толкать его на безрассудные поступки, которые при определенных условиях можно назвать героизмом. Именно этот 'героизм' и привлекает к наму внимание начальника лагеря военнопленых.
- Японец, аристократ, капитан. Начальник лагеря. Личность, пытающаяся понять своего противника, но постоянно натыкающаяся на несовместимость восточной и западной культуры. Точнее - на несовпадение японского взгляда на воинскую доблесть и христианских заповедей. Хотя, кто не отступал от этих заповедей? А вот для японского воина - это позор, который искупить можно только ценой жизни. Он именно как воин обращает внимание на Джонса-воина, пытаясь найти точки соприкосновения. Это, наверное, возможно, но не в условиях войны и плена, а в простой мирной жизни. Ведь смог же Лоренс хоть частично понять мировозрение японцев.
- Другой японец, сержант, надзиратель. Совсем не аристократ. Однако 'аристократ' от армии. Явно крестьянин по происхождению, он такой же самурай, как и его начальник. Человек с гипертрофированным (по-японски) понятием чести военного. Он может позволить себе убить противника в бою и уважать заключенного. Найти и уважать учителя в заключенном и презирать его за воинскую слабость при сдаче в плен. Он говорит: 'Я в 12 лет отдал свою жизнь императору, впервые войдя в 'храм воина', теперь я мертв для своей страны'.
Мнение Лоренса другое: 'Я жив пока могу бороться'. Вот на этом непонимании культур и строится весь фильм. Сложно сказать, кто в нем главный герой. О ком фильм? О Лоренсе или о любом другом из пяти перечисленных мною лиц. Нет, здесь нет главного героя. И финал фильма это подтверждает. В живых остаются Лоренс и сержант. Правильнее сказать - только Лоренс. Они поменялись местами. Лоренс теперь победитель, а сержант - заключенный. И Лоренс страдает, страдает от невозможности проявить такое же милосердие (пусть на грани фола), милосердие ученика перед учителем - его пленником, какое было проявлено по отношению к нему. Хотя и был он жестоко наказан за непослушание, за его тезис 'Я жив пока могу бороться'.
Скандальный, жестокий классик - японский режиссер Нагиса Осима. Многим еще памятны его фильмы 'Имерия чувств' и 'Империя страсти', с аншлагом прошедшие на наших экранах в самом начале 90-х и вызвавшие бурю возмущения со стороны блюстителей нравственности. Теперь времена не те, и новая его лента о мужеложестве в среде самураев прошла почти незамеченной. Меж тем в ней решительно нет даже эротики, не то что грубых сцен, как в 'Империях...'. А уж этот фильм - решительно классика, военная и психологическая трагедия, драма столкновения культур, извечная драма противостояния Востока и Запада. И Восток в ней выглядит предпочтительнее. Впрочем, Запад умеет учиться. Пример Лоренса - тому подтверждение. Фильм Нагисы Осимы 'Счастливого рождества...' был показан 20 января 2002 г. каналом НТВ. К сожалению, ваш рецензент не успел записать имена его создателей.
Фильм «СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС!»
Год выпуска: 1982
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие