Последний год Наполеона, последний бой Наполеона. Последний фильм про Наполеона Сергея Федоровича Бондарчука, отдавшего размышлениям над этой личностью многие годы своей творческой жизни.
И пусть баталий в этой ленте больше, чем размышлений, пусть баталии эти - всего лишь классические бонадрчуковские массовки без индивидуальных судеб и трагедий князя Андрея и капитана Тушина, - все же главное здесь - не они. Главное - глаза Наполеона, воля Наполеона, отчаянный, гибельный шаг его 'у бездны на краю'. А это в фильме, по крайней мере, в первой части, есть. Этим мы обязаны и режиссеру, и в особенности актеру Роду Стайгеру, удивительно похожему внешне на Пьера Безухова в исполнении Бондарчука, но играющему по-европейски, то есть суше, строже и, пожалуй, точнее. Соответственно похож внешне на князя Андрея в исполнении Вячеслава Тихонова и антагонист Наполеона-Стайгера Веллингтон, которого играет Кристофер Пламмер, как бы дополняющий то, что не удалось в 'Войне и мире' Тихонову. Но главное все же - Наполеон, точнее Стайгер, сумевший за два часа достоверно передать кратковременное возрождение титана и его окончательное падение в бездну гибели личных и исторических иллюзий.
Вероятно, можно было бы много рассказывать об этом по-своему уникальном фильме, каких, по словам Ст. Спилберга, больше никто не делает и делать не будет, - слишком дороги они да и бессмысленны в эпоху компьютерного кино, когда огромная живая массовка легко подменяется несколькими статистами, до бесконечности 'размноженными' виртуальным способом. Можно было бы вновь и вновь восхищаться Стайгером, но... лучше всего, думается, закончить рецензию упоминанием еще одного персонажа, Людовика XVIII. Он появляется единожды в совсем коротеньком эпизоде, произносит две-три фразы, пару раз кивает головой, жует губами, дарит нам один - крупным планом - взгляд и запоминается навсегда, умный, жестокий, избалованный, обреченный. Сыграл Людовика знаменитый американский актер и режиссер Орсон Уэллс, в свое время снявший лучший голливудский фильм всех времен 'Гражданин Кейн', а после мыкавшийся по Европе в поисках средств для постановки своих гениальных и антиголливудских по сути проектов, время от времени снимаясь в эпизодических ролях у лучших режиссеров, способных его понять и оценить.
Бондарчук понимал и ценил Уэллса, подарил ему безусловно украсивший картину эпизод, а нам, зрителям, - незабываемый и достоверный образ недееспособного короля, более живой и точный, нежели могут представить любые учебники и монографии.
Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.
Фильм «ВАТЕРЛОО»
Год выпуска: 1982
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие