ПИАНИСТКА

ПИАНИСТКА Страна: Франция - Германия
В ролях: И. Юппер, А. Жирардо, Б. Мажимель, С. Лоттар
Режиссер: М. Ханеке
Продюсер: В.Х. Шенон
Сценарист: М. Ханеке (по роману Э. Элинек)
Оператор: К. Берже
Композитор: И.С. Бах, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт
Жанр: Садо-мазохистская драма

Год выпуска: 2001

1.

Она - концертирующий музыкант, профессор консерватории слегка за сорок; он - одаренный самоучка, талантливый, кроме музыки, и в области технических наук молодой человек лет 25 - 27.

Он влюбляется в нее со всей силой молодого, неиспорченного, чувствительного человека и художника. Она любить не способна. Любовь для него - ухаживания и ласки, гармония секса и быта. Любовь для нее - насилие и унижение. И потому днем она - суровый педагог, ночами - завсегдатай порнокинтеатров.

В этом фильме персонажи действуют почти в полном соответствии с тем, как действуют герои "Последнего танго в Париже" Бернардо Бертолуччи, с той лишь разницей, что поначалу здесь страдающая сторона - мужчина.

В этом фильме так же, как и у Бертолуччи, продуман каждый эпизод и каждый кадр, каждая сцена и каждый логический шаг. Кроме того, все сделано в строгом соответствии с тем, что читающий человек хотя бы теоретически знает из книг де Сада и Фрейда.

Есть в этом фильме и неожиданный финальный ход - мина, заложенная, однако, как в классическом детективе, еще в начале произведения.

Многое есть в этом фильме: жесткая эротика и... музыка Баха, Бетховена, Шуберта; актеры, украсившие бы своим присутствием на сцене и в кадре любой шедевр Шекспира и... садо-мазохистские откровения; любовь к высокому искусству и... бешенство плоти, наконец финальное откровение - предопределенное той самой миной столкновение нормы и сумасшествия, если не оправдывающего героиню, то, по крайней мере, логически объясняющего ее болезненный личностный тип.

Он совсем неординарный, талантливый, но и отвратительный до омерзения - этот фильм о той последней правде о человеческом естестве, которую в сфере высокого искусства не принято и никогда не будет принято изображать. С такой правдой о человеке в культуру врывались за всю ее историю считанные гении: де Сад, Бодлер, Фрейд, Захер-Мазох...

Но этот фильм, как бы ни был он хорош, в список шедевров кинематографа не войдет потому же, почему не вошел в него фильм Бертолуччи. По причине агуманистичности, то есть отсутствия боли за человека, любви к человеку, даже к такому, который любви не достоин. Разумеется, человеку не следует лгать, изображая его лучше, чем он есть на самом деле. Но ему необходимо оставлять надежду. А этой-то надежды и следа нет в "Пианистке", одной из наиболее будоражащих лент в мировом кино 2001 года.

Виктор РАСПОПИН

2.

Что это?

Порнографическая драма?

Порнография души?

Проблемы одностороннего воспитания таланта? "Человек, который смеется" от музыки?

Да нет, вроде бы в конце фильма происходит осознание содеянного и самонаказание.

Или это мазохистское самоистязание?

Что хотели авторы фильма?

Популяризации классической музыки? Ванесса Мэй и "Шторм" - Шуберт и "Пианистка"! Антиреклама как способ рекламы!

Кто-то из наших эстрадных артистов сказал: "Классическая музыка - это попса своей эпохи". Человек под влиянием окружающего сам становится частью этого окружающего. Это какое же окружающее было в те эпохи? Или это - окружающее сегодняшнее? Однобокость воспитания, однобокость развития? Целеустремленное развитие таланта с целью его продажи? Значит, все-таки "Человек который смеется"?

Интересно, какие блага получила мать Эрики от продажи таланта своей дочери, - это ведь ее заслуга? Истерики каждый день и самоудовлетворение от осознания того, что ее дочь добилась признания в своей области? Отказ от материальных благ ради приобретения иллюзорных? И угробленная психика самого близкого человека - дочери.

Такой душевный онанизм, растянутый на годы? Человек - структура самонастраивающаяся, и Эрика невольно стремится узнать самостоятельно то, чего ей не дали в детстве, в молодости. Определенный снобизм, эгоизм, нежелание выглядеть глупо приводит к очень интересным результатам при осмыслении ею полученных неестественным путем, или, правильнее сказать, несвоевременно полученных ею знаний. Осмысление информации не на основе опыта сверстников из подворотни, а осмысление самостоятельное, исходя из знаний другой сферы бытия - музыки.

Еще раз спрашиваю: что хотели авторы фильма?

Если, так сказать, озадачить зрителя, то они своего добились. Но, сдается, "узок круг этих революционеров", то бишь тех, кто способен озадачиться. Реакцией же широкой общественности, надо полагать, будут определения типа: "дерьмо" и "порнография"! (Эх, жаль вот парткомы с месткомами уже не восстановишь!..)

Да, дерьмо! Но дерьмо не фильм, а дерьмо у нас в головах! Знаменитая фраза прошлого века: "В СССР секса нет!" Так, правда, - не было, были загубленные судьбы, угробленное здоровье, изнасилованные мужьями жены. Как в этом фильме. Интересно, что при всей своей отталкивающей, шокирующей извращенности, героиня вызывает к себе чувство сожаления. А вот парня не жалко.

Александр СИПАРЕНКО

Три года спустя (необходимое дополнение)

Как-то стерлись за прошедшие годы впечатления - и хорошие, и плохие. Пересмотрел, вернее попытался пересмотреть картину. Ничего хорошего из сего времяпровождения не воспоследовало - скучно, мелко, грязно - и, ох, крамольник ваш рецензент! - и ни о чем. Меж тем за то же время автор романа, экранизированного Ханеке, стала Нобелевским лауреатом (не в последнюю очередь, надо полагать, за "Пианистку"... а я вот думаю, чего ж бы тогда и Сорокину Нобелевку не дать - у него и порнуха покруче, и чернухи такой никаким австриякам не снилось, а уж идиомы - тут сам Иван Семеныч Барков отдыхает!), романы ее появились на наших прилавках, столь же, кстати сказать, невозбранно лежат они в общедоступных местах, изданные роскошно, как и всегда-везде (кроме нас!) запрещенные к распространению в общедоступных магазинах тошнотворные (не только описаниями, но куда тошнее - размышлениями) сочинения де Сада.

Вот ведь какая штука: покуда все это запретный плод, интересно, верится, что какая-то там силища необыкновенная должна быть упрятана. А прочтешь-посмотришь своими глазами всех этих жюльетт-пианисток - и что? А ничего. Если и есть там что-то необыкновенное, так - скука. Несмотря на славу, несмотря даже на реальное режиссерское, актерское, операторское мастерство и музыку европейских классиков, то бишь все то, чего в избытке в "Пианистке". А перевернула она что-то во мне, заставила переболеть, сострадать?

Увы, увы. Зачем тогда было огород городить? Это я о собственной рецензии, да и об этом вот дополнении, честно говоря сделанном с одной целью упредить взрослого читателя. О чем? Ну понятно же... Пожалейте психику детей да и собственное время тоже.

В.Р.

Фильм «ПИАНИСТКА»
Год выпуска: 2001

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие