В начале телеверсии спектакля главный режиссер театра В. Плучек произносит панегирик Гоголю и под конец сообщает о том, что театр в своей постановке стремился осовременить 'Ревизора', приблизить его к сегодняшнему человеку.
Осовременивать Гоголя - это такая дурная традиция советских режиссеров, начатая в 20-х Мейерхольдом и осмеянная еще Ильфом и Петровым в '12 стульях'. Как будто без всех этих изысков Гоголь - не классик, Гоголь устарел, Гоголь ничего о человеке ХХ века не знает... Да все он знает, господа, над кем смеется-то?..
Плучековское осовременивание выразилось в двух-трех нелепых хлестаковских отсебятинах, в каком-то остервенелом женоненавистничестве при 'переработке' образов скучающих и сексуально голодных провинциальных самок в этаких 'бомб' и 'вамп', наконец в лишении второстепенных персонажей хоть сколько-нибудь индивидуальных черт. Все - пьяницы, жулики и совершенные идиоты. Один лишь Добчинский, благодаря изумительному таланту А. Ширвиндта, имеет в спектакле 'лица необщее выражение'.
Хлестаков в исполнении Миронова совершенно опереточен. Это какой-то шаржированный Фигаро, без конца пританцовывающий и изрекающий несмешные глупости. Почтмейстер - совершенный пан Зюзя из 'Кабачка '13 стульев' и т.д.
Если и есть в спектакле герой - так это Городничий. Папанов играет трагедию, причем не просто трагедию, а трагедию чина - вещь советскому человеку почти не известную. И потому что он - играет, а все остальные клоунствуют - из комедии уходит Гоголь, его смех сквозь слезы. Разве о пьяницах 'Ревизор', разве об оголодавших без мужиков барыньках, разве о скуке провинциальной жизни эта пьеса? То был бы Чехов.
Пьеса Гоголя, на наш взгляд, об уродстве российской натуры, о зомбированной необъятными и неустроенными горизонтами географии и политики, замуштрованной и бездельной, бесхозной душе, которая в высшем своем проявлении может и должна привести только к 'бессмысленному и беспощадному бунту', такому, когда в итоге сами себя выпорют. И выпороли черз восемьдесят лет. И потом еще восемьдесят лет пороли.
Ничего этого в плучековском 'Ревизоре' нет и в помине. Есть буйное пьянство и нудное похмелье, трехчасовой фарс, этакий 'сумбур вместо музыки', глуповатый и в конце-концов скучноватый.
А может быть, 'Ревизора' уже и вообще нельзя поставить? Может быть, комедия окончательно перешла из театра в литературу? Или дело все-таки за режиссером, конгениальном автору?
Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.
Фильм «РЕВИЗОР»
Год выпуска: 1982
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие