Около двух с половиной столетий назад известный своими острыми политическими памфлетами английский журналист голландского происхождения Даниэль Дефо выпустил в свет роман 'Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка', которому суждено было не только стяжать своему автору мировую славу и бессмертие, но и породить литературный жанр. Этот роман и сегодня известен каждому с детства, как известны каждому и многочисленные, в том числе отечественные его экранизации.
В последнее десятилетие Голливуд все чаще обращается к классическим текстам, то ли для того чтобы по-новому осмыслить их, то ли для того чтобы подтвердить их актуальность в любые времена, достаточно произвольно перенося время, а часто и место действия в наши дни (вспомним хотя бы нашумевший пару лет назад фильм Б. Лурмана 'Ромео + Джульетта', в котором события переносятся даже не в сегодняшний, а в завтрашний день, из Италии в Америку). Правомерна ли подобная транскрипция классики, покажет время, но наиболее интересным представляется все же иной вариант возвращения классических мотивов в современную культуру. В этом варианте создается совершенно самостоятельный сценарий, основная идея которого заключается в том, чтобы сегодняшнего человека поставить в ситуацию и условия хрестоматийного текста.
Новая робинзонада, снятая Робертом Земекисом и разыгранная почти в одиночестве Томом Хэнксом, уже сама по себе была бы чрезвычайно интересной, благодаря мастерству этих звезд Голливуда и просто блистательному операторскому искусству Д. Берджесса, но создатели фильма только робинзонадой не ограничились. И для авторов, и для зрителей, кажется, еще интереснее оказалась вторая часть картины, где исследуется поведение героя после возвращения с необитаемого острова в большой мир.
По мысли авторов фильма, выживание на необитаемом острове - испытание хоть и тяжкое, но не главное. Главное испытание ждет героя по возвращении домой, где, свершив символические похороны, о нем забыли друзья и коллеги, где его любящая жена давно живет в другом, столь же счастливом браке (пооследний мотив введен в литературу другим классиком, Мопассаном, в рассказе 'Возвращение', и переосмыслен Земекисом, Хэнксом и Хелен Хант тоже очень талантливо). Сумеет ли и в этих испытаниях хороший человек выжить и сохранить живую душу и высокую порядочность?.. А если и с этим он справится, то как сложится его жизнь в дальнейшем?
Нетрадиционный для Голливуда открытый финал с символическим прощанием с новым Робинзоном, стоящим на перекрестье четырех дорог, способен удовлетворить даже самых требовательных критиков и зрителей.
Единственным недостатком этого фильма является лишь чрезмерно затянутая и вообще 'притянутая за уши' получасовая экспозиция на модную русскую тему, в ходе которой ни о России, ни о герое ничего осмысленного не сообщается.
В целом же 'Изгой' - удача безусловная, повторяющая и закрепляющая успех творческого тандема Земекис - Хэнкс, заявленный несколько лет назад их замечательной картиной 'Форрест Гамп'.
'Изгой' - фильм для всех, и каждому вне зависимости от возраста и интеллектуального уровня знакомство с ним может быть интересным и полезным.
Фильм «ИЗГОЙ»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие