Леди Макбет - героиня трагедии Шекспира, коварная, жестокая и властолюбивая жена одного из претендентов на трон Британии в средние века. Женскими чарами, холодным и безжалостным умом она совершенно поработила своего слабовольного супруга и толкнула его на ряд кровавых убийств, а в конечном счете довела до безумия и бесславной гибели. Этот образ имел долгое продолжение в мировой культуре, а в русской литературе породил среди прочего знаменитый очерк Н.С. Лескова, в первой половине ХХ в. легший в основу либретто оперы Д. Шостаковича 'Катерина Измайлова', во второй половине столетия - экранизированный сначала классиком польского и мирового кино Анджеем Вайдой, а в конце 80-х гг. Романом Балаяном.
'Леди Макбет Мценского уезда' Лескова - художественный очерк нравов из быта уездного купечества середины XIX века, основанный на подлинных документах судебного дела. Он, в общем, написан, как мне кажется, для того, чтобы автор в удобной для него форме смог выразить свое отношение к проблеме эмансипации. Эта такая откровенная травестия темы, довлевшей над русским обществом периода шестидесятничества. 'Леди Макбет...' имеет отчетливые связи, с одной стороны, с 'Грозой' Островского, с другой, - с романами Тургенева, Гончарова и 'Что делать?' Чернышевского, с линией Катюши Масловой в толстовском 'Воскресении' и образом Варвары в горьковской пьесе 'На дне'. Екатерина Измайлова, таким образом, безусловно травестирует шекспировскую леди Макбет, ибо той движет все-таки более высокая страсть - властолюбие. Лесков своей героине никоим образом не сочувствует: ею-то движет лишь похоть и скука. Каким бы ни было отношение писателя к русской действительности, к убийственной скуке уездной жизни, к положению женщины в русской провинциальной купеческой семье, Екатерина Измайлова Лескова и Катерина из 'Грозы' Островского - антиподки, причем путь первой - однозначный путь в ад.
Плотские страсти нечасто были предметом пристального рассмотрения русских классиков, и, кажется, никогда - поводом для сочувствия. В этом смысле весьма интересно подумать над тем, что предлагает нам в своей экранизации Роман Балаян...
'Леди Макбет Мценского уезда' - очень короткий и очень красивый фильм. Он снят одним из гениев 'советской камеры' Павлом Лебешевым, снимавшим в свое время лучшие фильмы Тарковского. Пасторальный, акварельный видеоряд картины заполняется разнообразными, хотя и вполне пристойными, эротическими сценами, перемежающимися со столь же дымчатыми какими-то эпизодами жестоких убийств, совершаемых героиней только ради того, чтобы желанный мужчина оставался с нею. Явлен в итоге некий обломовский сон, где есть лишь затмевающее всё желание и утоление этого желания, но - ни страстей, ни раскаяния, ни настоящего страдания... По получившейся содержательной сути балаяновская лента - лубок, по форме - пастораль, по результату же... А вот нет его, результата. Ну, погибает героиня на пересыльном этапе, совершая теперь уже из ревности третье убийство, ну, не испытывает по поводу двух первых никакого раскаяния, ну, жмется к своему буйноволосому любовнику... И - ничего. Осуждает ее режиссер, сочувстует ей?..
Равнодушен, как природа, отстранен, как Экклезиаст; ни холоден, ни горяч, а туманен и влажен, как августовское раннее утро, когда еще толком и не поймешь, какой будет день, этот фильм, красивый, но и только. Да и возможно ли вообще - переделать социальную публицистику в лирическое стихотворение?
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.
Фильм «ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА (Р. БАЛАЯН)»
Год выпуска: 1989
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие