Странный это какой-то спектакль, непонятно зачем поставленный, какую цель преследующий. Ну, конечно, мхатовцы читают чеховский текст подробно, отсебятину не порют, играют превосходно, - каждый. А вот ансамбля нет, - по-видимому из-за того, что и цели общей нет. Какая-то экзистенциалистская разобщенность. Впрочем, может это и есть - цель ливановской постановки. Только ведь вот какая экзистенциалистская разобщенность могла пройти в спектакле государственного академического драмтеатра в 1974 году?
О чем пьеса-то?
О русской скуке, об отцах и детях, о старом и новом, которое скоро либо само станет старым, либо, как Треплев, застрелится. В общем, о безысходности бытия. Вполне экзистенциалисткая пьеса.
О чем спектакль?
О гордыне, похоже. Все гордятся друг перед другом: известная актриса перед самодеятельной, популярный писатель перед начинающим, даже управляющий имением - перед старым, больным и порядочным хозяином. А те, кому гордиться нечем, - бунтуют: Треплев, этакий русский Гамлет-декадент, - то стреляется, то на дуэль вызывает соперника; одна деревенская барышня отдается столичному беллетристу, другая выходит замуж за недоучившегося студента в смазных сапогах и косоворотке. И все - старые и новые, удачливые и неудачливые - страдают. Кр-расиво, по-русски. Как сам Чехов говорил, так и сделали спектакль: много говорят и очень много про любовь...
Нет, сказать, что это все плохо, нельзя, конечно. Актеры превосходные: Степанова, Стриженов, Мирошниченко, Ханаева... Да все хороши. Только всё как-то не в склад у них... Даже серенький фильм Ю. Карасика осмысленнее получился. Там все ясно: 1970 год постановки, танки в Праге, застой, - короче, всегдашняя русская жизнь, дескать, молодец Чехов, классик есть классик - навсегда и про все. А тут... Три часа говорения, - и никого не жаль, разве что героиню Мирошниченко, да брата актрисы, - порядочный дед, жаль, скоро помрет. А то, что Костя застрелился, - так и поделом ему, слабаку!..
Вероятно, быть великим актером и хорошим режиссером - далеко не одно и то же. Борис Ливанов-актер - это вершина, мало кто вровень, Борис Ливанов-режиссер - 'увы и ах!', как говорил Тургенев, частенько в 'Чайке' поминающийся. Как образец красивого, но пустого искусства.
Новые формы им подавай, Треплевым!
Ну да это я к слову, это про Чехова, а не про ливановскую постановку, одним хорошую - заставляет взять книжку и перечитать пьесу.
Примечание. Кассета с записью спектакля имеется в фонде гимназической библиотеки.
Фильм «ЧАЙКА (СПЕКТАКЛЬ МХАТ ПО ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА)»
Год выпуска: 1974
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие