Строго говоря, 'Амели' - не комедия, а романтико-ироническая история одиночества нескольких неплохих людей в современном мегаполисе. Одиночество, отчужденность - давнее проклятие западного мира, но, судя по фильмам последних лет, эта эпоха, блистательно сформулированная киношедеврами Микеланджело Антониони, завершается. Молодежь 90-х вступила в борьбу с экзистенциалистким мироощущением и постепенно пробивается к коллективизму. Формы западного коллективизма весьма разнообразны: от мотоциклистских волчьих стай до триеровских коммун ('Идиоты'). Свой вариант, так сказать, 'коллективизации' предлагает известный режиссер Жан-Пьер Жене ('Деликатесы', 'Чужой - 4') в новом фильме 'Амели'.
Амели Пулен - очаровательная, милая девушка, совершающая странные (но лишь на первый взгляд) поступки, направленные на то, чтобы помогать ближним: старому отцу, соседям, сослуживцам, парню, который ей нравится. Своеобразие ее действий, сам тип девушки (в исполнении Одри Тату, одновременно простенькой и привлекательной, похожей и на Жюльетт Бинош, и на Ирен Жакоб - ярчайших женщин в европейском кино последнего десятилетия) как бы синтезирующий разнообразные представления об идеальной француженке, ее демократичность и бессребреничество, плотская и душевная чистота создают ауру гармонии, в принципе-то не присущую современному 'безумному миру', очаг тепла и надежности, к которому люди, какими бы они ни были, стремятся всегда.
Создавая условия для счастья других, Амели пробивается и к собственному счастью... Но все так хрупко в этом мире, хрупка и сама героиня, так что хэппи-энд картины подобен поступкам Амели, то есть однозначно прочитывается лишь при беглом просмотре. На самом же деле финал здесь открытый, ибо героиня, равно как и все ее поколение, сделала лишь первые шаги на пути к людскому единению, а значит, вся ее жизнь, равно и весь новый век и путь человечества еще впереди.
Увы, все эти несомненные достоинства фильма едва ли не перекрываются существенными недостатками. Во-первых, драматургия ленты в целом слабовата, во всяком случае никак 'не тянет' на кинороман, тогда как метраж для этой притчеобразной новеллы явно избыточен, что приводит к психологически не оправданным длиннотам, во время которых квалифицированный зритель, достаточно быстро разобравшийся в проблематике и идеологии картины, успевает соскучиться. Иными словами, нам показывают XXI век в темпе XIX-го. Голливуд, в общем, уже преодолел возникшее в начале 90-х стремление к непременному двухчасовому метражу, французский кинематограф, в целом значительно более интересный и разнообразный, кажется, еще остается в плену у этого формата. Но, будем надеяться, ненадолго.
Фильм «АМЕЛИ»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие