'Трагической мелодрамой' характеризуют этот фильм рецензенты еженедельника 'Телесемь'. Мне он показался драмой в духе романов В. Гюго. На самом же деле это нечто среднее между драмой и мелодрамой. Причиной тому некое (вполне может статься, что и задуманное авторами, - тогда особенно жаль, о чем ниже) несоответствие между драматургическим материалом, отсылающим зрителя не только к Гюго, но и к Кафке, и какими-то не по-французски холодноватыми (влияние канадских партнеров?) актерскими работами.
Начну, однако, с краткого содержания. Время действия - 1849 год, вторая республика. Место действия - колониальный французский остров в Атлантике. Население: рыбаки, мещане и несколько представителей местной знати - все, похоже, выходцы из третьего сословия, люди мелкие, малосостоятельные и, конечно, бюократизированные. Главные действующие лица: капитан местного гарнизона, человек средних лет, глубоко порядочный и даже интеллигентный, безумно влюбленный в свою жену (Даниэль Отёй); столь же симпатичная супруга капитана (Жюльет Бинош) и убийца - славный парень из простых рыбаков, совершивший преступление по алкогольному недоразумению и общей темной простоте нравов (Эмир Кустурица).
Поспорив с дружком, каков собою местный кюре - жирный или толстый, - рыбаки отправляются провести визуальное наблюдение за объектом спора и наталкиваются на разъяренного батюшку с ножом в руках. Тут же нож оказывается у него в животе, а убийца - на скамье подсудимых. Охранять заключенного до той поры, пока на остров не привезут с континента 'вдову', то бишь гильотину, должны солдаты гарнизона под командованием интеллигентного капитана. Но есть еще проблема: на острове нет палача, и никто из местных не может и не хочет взять на себя его обязанности.
В ожидании прибытия 'вдовы' проходит почти год. За это время заключенный - по настойчивым просьбам капитанши - сначала переводится в домашние слуги (бежать-то ему с острова все равно невозможно!), потом, оказавшись трудолюбивым и славным парнем, начинает помогать соседям, спасает жизнь местной кабатчице, женится на молодой вдове, но тем не менее все равно ожидает неминуемой казни. Капитан всячески покровительствует ему, вызывая тем самым неприязнь у местной знати, приговорившей убийцу к гильотинированию, и наконец наживая себе смертельных врагов. Когда же к острову подходит океанское судно, с него сходит не только палач с 'вдовой', но и судебный исполнитель с приказом капитану явиться в Париж, дабы предстать перед военным трибуналом за покровительство государственному преступнику. Завершается фильм двойной казнью: сперва рыбак кладет голову под нож гильтины, затем взвод солдат расстреливает капитана.
Всю эту историю рассказывает зрителю капитанша, женщина обольстительная, умеющая любить, но тем не менее верная своему мужу, хотя в середине ленты между ней и преступником и пробегает искра притяжения.
Такая вот кафкианско-гюговская история, да еще с отсылкой к 'Капитанской дочке'... Впрочем, последнее вряд ли возможно, это уж мои собственные ощущения. Фильм с таким сюжетом мог бы, кажется, стать не только лидером сезона, но и пополнить полку классики. Но... вот то самое несоответствие между почти трагической драматургией и некой холодноватостью, усталостью, даже ватностью какой-то всеобщей - и камеры, снимающей и лица, и пейзажи как бы сквозь туман, и актеров, играющих как-то заторможенно, а тем самым представляющих персонажей не столько в духе Гюго, сколько в духе Золя, и музыкального сопровождения - маловыразительного и монотонного, наконец самой этой кафкианской предопределенности, властвующей над всем и вся... В результате реализм подминается декадансом, а трагедия превращается в мелодраму.
Отдельный разговор - роль Эмира Кустурицы. Зачем Патрис Леконт пригласил одного из крупнейших кинорежиссеров на главную роль - не очень понятно. Может, по дружбе, может, в качестве эксперимента, может, Кустурица нуждается в деньгах - не нам судить. Сыграл югослав хорошо, только вот руки и глаза его выдают: ну, не работяга это, не малограмотный рыбак с Богом забытого острова в океане! Смотришь на белые, чистые, слегка одутловатые пальцы - рафинированный интеллигент, встречаешься с его взглядом, мудрым, всепроникающим, добрым, оттого что постиг суть зла, - какой там рыбак!.. И характера не получается. Тут вам не Орсон Уэллс, в каждом эпизоде создававший абсолютно точный образ, тут талантливый, но в целом неудачный эксперимент.
И в конечном счете фильм разочаровывает. По мелочам, из которых складывается общее впечатление. И вдвойне разочаровывает, потому что современный кинематограф очень редко балует зрителя неизбитым сюжетом и качественной драматургией. И вот она в кои-то веки является - и нивелируется режиссерскими ошибками. А ведь и режиссер-то хороший!.. Жаль...
Фильм «ВДОВА С ОСТРОВА СЕН-ПЬЕР»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие