'Жорж Санд (1804 - 1876) и Альфред де Мюссе (1810 - 1857): история страсти'. Такой подзаголовок был бы вполне уместен в титрах, открывающих этот удивительно красивый и достаточно правдивый фильм о любви крупнейших французских писателей середины XIX века. Литературными источниками сценария стали и знаменитый роман Мюссе 'Исповедь сына века', и мемуары, письма, новеллы и романы Жорж Санд, и, разумеется, их бурная переписка. Концептуально же картина строится, несомненно, на соответствующей части жизнеописания романистки - 'Лелия, или Жизнь Жорж Санд', принадлежащего перу Андре Моруа.
Фильм хорош во всех смыслах: музыкальном (замечателен лиричный и мелодичный саунд-трек, кстати говоря, на мотив, похоже, сочиненный самой Жорж Санд); операторском (камера с одинаковым искусством воссоздает богемный быт квартиры молодой романистки и тяжеловатую аристократичность родового особняка Мюссе, скромные эротические сцены с участием главных героев и вызывающий, почти декадентский и граничащий с порнографией разврат борделей, преподнося его, однако, тоже без излишеств, уличные сценки в старом Париже и венецианские панорамы, французский парково-лесной пленэр, костюмы и крупные планы); техническом и драматургическом (качественный монтаж и впечатляющий сценарий позволяют с непреходящим интересом следить за событиями более двух часов); наконец исполнительском (актеры играют отменно, представляя своего рода двойное соревнование, или борьбу талантов - и персонажей, и собственную)... Последнюю, на мой взгляд, выигрывает Б. Мажимель, одинаково искусно изображая и Мюссе-человека, и Мюссе-поэта. Жюльетт Бинош справляется, пожалуй, лишь с образом Жорж Санд-женщины. Жорж Санд в ипостаси самой знаменитой в мировой литературе романистки и самой знаменитой в истории феминистки, собственно жизнью своей и спровоцировавшей это движение, одной из лучших современных европейских актрис, увы, не покорилась.
Причина здесь в том, что Мюссе - истинный поэт, истинный романтик, по примеру Байрона, сознательно строивший свою жизнь как жизнь Поэта, для которого биографические реалии, чередование страстей - есть своего рода 'угли', коими всякий творец неустанно должен подкармливать негасимую топку своего прожорливого гения. То есть этот образ, в целом, более прост для исполнителя. Жорж Санд же - личность двойственная. В жизни она прежде всего и главным образом великая труженица (сочинить за полвека около трех десятков тысячестраничных томов - подвиг, согласитесь, столько же трудовой, сколько и творческий, но показать его в кино - мечта практически неосуществимая) и любящая, заботливая мать. Материнство, похоже, и было ее истинной натурой вообще, а в любовных связях - в частности. Недаром основные персонажи ее бурных увлечений - Мюссе и Шопен - были в сравнении с ней сущими мальчишками, хотя возрастная разница в том и другом случае не так уж и велика - всего 6 лет. Но в социальном смысле писательница была много старше и опытней своих любовников. Вероятно, найдись среди удачливых претендентов на постоянную благосклонность Жорж Санд какой-нибудь просто талантливый критик или живописец, главное же - любящий и сильный мужчина, - семейная жизнь могла бы сложиться удачно. Но беда в том, что и Мюссе, и тем более Шопен были истинными гениями, чье творчество в мировой культуре оставило значительно больший след, нежели книги Жорж Санд. И вряд ли она этого не понимала. Таким образом, страдая, вероятно, в глубине души как творец, она - сильная и опытная женщина - брала верх над своими необузданными подопечными в быту. Следует учесть еще и то, что оба героя в период их сожительства с романисткой были тяжело больными людьми, и если совсем юный Мюссе после разрыва с Санд сумел восстановить здоровье и прожил еще четверть века, то польскому композитору, измученному и чахоткой, и подругой, по завершении этого романа оставалась жить лишь несколько месяцев.
Здесь уместно заметить, что в фильме Дианы Кьюрис образ Шопена безусловно присутствует, но не непосредственно, а как бы намеком - составной вплетаясь в образ Мюссе, ведь, как уже было сказано, именно композитор не пережил разрыва с Жорж Санд, а не поэт.
Финал ленты - наиболее слабая ее часть, собственно и превращающая драму в мелодраму. Авторам зачем-то потребовалось намного раньше срока убить героя, а героиню привести погоревать на кладбище, подобно тому, как лет десять назад сделал это - тоже совершенно непонятно зачем - Милош Форман в своем 'Вальмоне', экранизации 'Опасных связей' Шодерло де Лакло. В результате происходит разрыв с исторической правдой, никакой художественной необходимостью не оправданный. И, следовательно, неубедительный. Не лучше ли было закончить картину эпилогом: '...двадцать лет спустя'?
Однако в целом фильм о коротком периоде бурной и по сути трагической страсти Жорж Санд и Мюссе создателям удался. За исключением, повторюсь, образа героини, то ли недопонятой, то ли недоигранной Жюльетт Бинош, он, фильм (который, кстати говоря, можно и нужно смотреть и взрослым, и подросткам), почти идеален. Почти - именно потому, что не выдерживает движения по узкому пограничью между драмой и мелодрамой, склоняясь более к последней. А ведь жизнь гения - это все что угодно, только не мелодрама, никак не мелодрама. Чаще всего, как и в случае с героями этой истории, - настоящая трагедия.
Фильм «ДЕТИ ВЕКА»
Год выпуска: 1999
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие