Очередной и очень типичный для их творческой манеры фильм братьев Коэнов рассказывает историю чрезвычайно замкнутого парикмахера, его несостоявшегося бизнеса, столь же несостоявшихся семьи и любовного увлечения в духе набоковской 'Лолиты', в целом несостоявшейся и - шире - несостоятельной жизни, нелепого убийства и еще более нелепой смерти. История эта совершенно кафкианская по духу, своего рода абсурдистский печальный анекдот, рассказанный в хемингуэевской манере.
Не пересказывая детективного содержания, отмечу тотальную иронию не только как драматургический прием, но заданную самим видеорядом, самой фигурой рассказчика, явно и откровенно травестирующего Гумберта Гумберта, точно так же сочиняющего исповедальное письмо в ожидании казни на электрическом стуле за преступление, однако, совершенное не им, в то время как два других преступления, которые можно было бы ему инкриминировать, остаются вне поля зрения правоохранительной системы. Да и преступления ли это вообще: убийство с целью самозащиты и любовь к юной талантливой пианистке, пожелавшей отблагодарить смирного пожилого человека хоть и своеобразным, но не выходящим за рамки закона способом?
Братья Коэны вновь задают сложные этические вопросы и вновь не собираются на них отвечать. Если, конечно, не считать ответом саму эту трагическую иронию конкретной человеческой и абстрактной общечеловеческой (с поправкой на американский тип) судьбы, о которых они рассказывают из фильма в фильм на многолетнем протяжении своего творчества.
Фильм «ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие