Абсолютная классика советского кино. Умный, лиричный, грустный и веселый, а главное по тем временам не задавленный идеологией фильм с замечательными актерами, среди которых и такие мэтры, как Вячеслав Тихонов, Ольга Жизнева, Нина Меньшикова, и такие будущие звезды (именно в этом фильме и 'загоревшиеся'), как Игорь Старыгин и Ольга Остроумова.
Вряд ли есть необходимость пересказывать содержание картины, - она популярна не меньше, чем, например, 'Белое солнце пустыни', поэтому скажу лишь о сегодняшних своих впечатлениях.
В какой-то мере фильм устарел: некоторые диалоги, а в особенности интонации коробят, - иной стала жизнь, иной стала и школа. Но в главном, то бишь в пресловутой ментальности, вполне современен. Все ведь у нас осталось по-прежнему: внутренний, или кухонный бунт против несправедливости, закостеневшие начальники и такие же задубевшие подчиненные, неустроенные люди и несложившиеся судьбы, любовные треугольники... (Что с того, что болтун телевизор теперь рта не закрывает сутки напролет, - в нашей-то обыденной жизни ничего не изменилось: так же колотимся за хлеб насущный.) Все так же меньше мужчин, больше женщин, особенно в школе (воевать-то не перестаем и преимущественно воюем сами с собой). Так же срываются уроки, так же дымят в рукав ученики, а в форточку - училки. Так же трудно и одиноко истинному интеллигенту среди замурзанных семьями и тетрадями педагогинь, говорящих 'лОжить', слыхом не слыхивавших про Баратынского и продолжающих бубнить про Базарова да Рахметова (ну, может, кое-где заменили Чернышевского на Айтматова, а того потом - на Булгакова, но с последним своими силами уже не справляются и отдают уроки приглашенным спецам из вузов). В общем, всё на месте. А значит, и впечатления от фильма Ростоцкого в целом по-прежнему значительные.
Действительно, хороший фильм. И даже не потому, что точный, правдивый, лаконичный, хорошо сыгранный, - потому что без особой патетики рождает добрые чувства (да и как же иначе - чувства-то эти самые - к себе, к нам самим!) даже к отрицательным, казалось бы, персонажам. Почему 'казалось бы'? Потому что на самом деле отрицательных героев в фильме нет, как нет и пресловутой совковой 'борьбы хорошего с лучшим'. Есть обычные люди, усталые, но не равнодушные. И знаете, лучше всех и ярче всех показались мне сегодня именно они, вроде бы отрицательные персонажи: учительница словесности, изумительно точно сыгранная Ниной Меньшиковой, - ретроградка и софистка, от зари до зари вкалывающая 'на нервах', конечно, одинокая, конечно, несчастная; и красивый юноша, этакий будущий, а может, уже и настоящий герой-любовник с совершенно открытой на момент финала картины судьбой, - в исполнении Игоря Старыгина.
Тихонов? Хорош, как всегда, но может, именно тихоновские интонации-то как раз и коробят слегка. В 70-е его персонаж - учитель Мельников представлялся истинным 'лучом света в темном царстве': как говорит! сколько знает! ка-акой благородный!.. Сегодня Мельников видится, пожалуй, каким-то Чацким: тоже говорит-говорит-говорит - правду-матку режет... И перед кем? И для чего? Разве что перед молоденькой, влюбленной в него 'англичанкой' покрасоваться. (А и англичанка эта - чем не Софья Фамусова?) Между прочим, Пушкин где-то обмолвился насчет 'Горя от ума' в том смысле, что и фигура это странная - Чацкий, и вообще вся пиеса - буря в стакане воды, хорош лишь сам Грибоедов. А позднее Александр Сергеевич еще и спародировал Чацкого своим Балдой. Помните: пошел Балда к морю веревкой воду пучить, чертей мучить?
Ну да ладно, отвлекся я. Вернусь еще к 'англичанке' - Ирине Печерниковой. Красавица - ничего не скажешь. Но актриса тогда еще неумелая, слишком уж сама собой любующаяся. Прямо как Сергей Федорович Бондарчук. Я ее видел, кроме этого, еще только в одном фильме - телесериале по 'Двум капитанам'. Там она старше, краше и умелей. Что сталось с актрисой - не знаю, а жаль: должна была быть, могла быть звездой экрана. Стала же звездой менее красивая и вряд ли более талантливая Ольга Остроумова, много снималась... А вот Печерникова - увы.
И еще об одном герое картины - о музыке. Дивный молчановский лейтмотив ее навсегда врезается в память, даже таким, как я, - тем, кому медведь на ухо наступил, да так и стоит там - не уходит; песня же на стихи Н.А. Заболоцкого, исполненая Вячеславом Тихоновым, вовсе потрясающа. И какой укор сегодняшней эстраде!
Да только ли песня - укор? Сам фильм - укор как неиссякающему бездушному и бессмысленному потоку боевиков и мыла (а ведь 'Доживем до понедельника' - не что иное, как мелодрама, но ВЫСОКАЯ, в отличие от латиноамериканских и голливудских), так и бешено дорогому михалковскому ура-патриотизму a-la Голливуд.
Станислав Ростоцкий умер, Станислав Говорухин ушел в политику. Вернет ли нам, покажет ли кто-нибудь нас самих на экране?
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в фонде гимназической библиотеки.
Фильм «ДОЖИВЕМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА»
Год выпуска: 1968
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие