Великолепная телеверсия Артурианы, рассказанной от лица Морганы. В фильме есть почти всё, что составляет основной событийный ряд воцарения, царствования и гибели короля Артура: предыстория его рождения от Утера Пендрагона и Игрейны, овладение Эскалибуром и Морганой, женитьба на Гвиневере и последующие непростые взаимоотношения с ней, дружба-соперничество с Ланселотом, создание Круглого Стола, наконец, гибель в битве с саксами от руки Мордреда и последний, посмертный путь к Авалону. Нет лишь, может быть, самой главной, самой поэтичной и одновременно самой важной с точки зрения христианской религии истории о поисках св. Грааля. Но в драматургической ткани сценария она была бы чужеродной, поскольку, как я уже заявил в самом начале, история Артура рассказывается Морганой, его сестрой и матерью его единственного ребенка, того самого Мордреда, от чьей руки король и погибнет. А Моргана здесь, в фэнтезийной картине, дана как промежуточный образ - одновременно волшебница, жрица Великой Богини и просто несчастливая любящая женщина.
В принципе, 'Туманы Авалона' - лента не столько об Артуре (даже не приукрашенном труверами зрелого средневековья, а о легендарном племенном вожде), сколько именно о самой Моргане, не столько о первом христианском короле бриттов, сколько о королевах, точнее служительницах культа древнейшей, матриархальной Великой Богини, шире - о женщинах вообще. Именно этим фильм и интересен, именно поэтому он и выделяется из общего несметного ряда текстов, пересказывающих популярную с раннего Средневековья легенду. А кроме того, интересен он еще и нестандартным сочетанием в одном тексте сказки, историко-легендарной хроники и в то же время реалистического повествования.
Итак, жили-были на туманном Альбионе примерно в IV - V веке от Р.Х. три сестры: властная верховная жрица Великой Богини Вивиана, скромная и добродетельная супруга герцога Корнуоллского Горлойса и мать главной героини фильма Морганы Игрейна (та, которой в недалеком будущем предстоит родить Артура), и Моргауза, будущая жена вечного Артурова соперника Лота Оркнейского, не наделенная ни волшебной силой старшей сестры, ни порядочностью средней, зато хитрая, коварная и честолюбивая.
Покуда Моргана подрастала, а Моргауза мечтала воссесть на трон, Вивиана в сотрудничестве с волшебником Мерлином (совершенно второстепенным в этом фильме персонажем) плела паутину будущего во имя спасения волшебного острова Авалон, а заодно и всего бриттского Альбиона, со всех сторон атакуемого уже доживающими свое римлянами и только начинающими формироваться как народ англо-саксами. Ради этого будущего жрица не жалела ни себя, ни сестер, ни племянников, разрушая их личное счастье и жизнь в придачу.
Но такова цена служению Истории, и Моргана поняла это, когда подросла. Поняла, но не смирилась. Став уже могущественной волшебницей и наследницей верховной жрицы Великой Богини, Моргана тем не менее не смогла простить тетке собственной изуродованной женской судьбы, разрывалась между долгом служения Авалону и любовью к брату, Ланселоту и сыну.
Отмечу, что вообще все романические истории ленты решаются только как любовные треугольники, таким образом, по-видимому, намекая зрителю на истинное положение вещей в матриархальном обществе. Так, Игрейна любит мужа Горлойса, но отдается Утеру, принявшему с помощью Мерлина обличье герцога Корнуоллского, вовсе не потому, что желает исполнить миссию зачатия и рождения будущего великого короля, но потому что влюбляется в молодого мужественного короля Британии. Так, Гвиневера делит ложе одновременно (в прямом смысле в самой что ни на есть откровенной, хоть и достаточно скромной сцене) с Артуром и Ланселотом, преступая христианские законы, потому что любит обоих. Так, сама Моргана, влюбленная в Ланселота (который по фильму ей кузен), случайно (или точнее будучи зачарованной, подставленной Вивианой и Мерлином) отдается младшему брату Артуру, а затем уже ни с кем другим не может быть счастлива.
Моргана же, будучи рассказчицей и главной героиней картины, и является по сути средоточием всей ее проблематки - живым женским сердцем новой, уже мужской и одновременно закатной для бриттского Альбиона эпохи. Как средоточием предыдущей, матриархальной эпохи была ее тетка Вивиана.
Эпоха гибнет, сметая с лица земли 'золотой век' прекрасного Авалона и благородного короля. Жрицы Великой Богини погибают или скрываются навеки в густых туманах, уступая место христианским священникам и обитателям монастыря Гластонбери, а сама Богиня преображается в Богоматерь. Моргана теряет всех своих любимых и магические способности. Отныне место ей - в том же христианском монастыре. Но прежде она должна выполнить свой последний долг - отвезти умирающего от ран Артура на Авалон, скрытый, потусторонний, дрейфующий, подобно самой Земле, в безбрежном океане Истории. И Моргана, возвышаясь из тумана, как изваяние, стоит в узком челне над телом брата. И повествует нам обо всем, что было. И как было.
Дивно красивый, почти идеальный, почти безупречный фильм. Почти - потому что не каждый, наверное, сможет принять авторскую версию всем известной истории. Это ведь почти то же самое, что, например, верить в Иисуса Христа не по Матфею или Луке, а по Никодиму или Булгакову.
Фильм «ТУМАНЫ АВАЛОНА»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие