Один из лучших фильмов последних лет, высокая и пронзительная трагедия безысходного противостояния жизни и смерти. Героиня фильма, потрясающе сыгранная, нет, прожитая на экране, великой драматической актрисой наших дней Эммой Томпсон ('Кэррингтон', 'Разум и чувство', 'Много шума из ничего'), профессор английской литературы 48 лет, специалист по Джону Донну, умирает от рака в онкологической клинике, испытывая все унижения, которым может подвергнуться немощный человек даже в западном, материально благополучном мире.
Профессор биологии и медицины (Кристофер Ллойд) предлагает профессору словесности экспериментальный курс химиотерапии, ничего не обещая, а взамен получая бесценный опытный материал. Лечащий врач героини - ее бывший студент, а ныне набирающий необходимый клинический опыт молодой симпатичный биолог; он относится к умирающей с совершенным цинизмом равнодушного здоровья. И лишь чернокожая медсестра сочувствует умирающей женщине. Больная уходит в полном одиночестве, нарушенном лишь однажды посещением ее бывшей преподавательницы, тоже специалистки по изучению религиозной поэзии Джона Донна, представлявшейся некогда героине 'синим чулком', а на самом деле, как выясняется перед лицом смерти, дававшей ей мудрые советы и проявляющей в беде истинную человечность.
Что может поддержать одинокого современного человека перед последней чертой: религия? любимая работа? личное мужество? Увы, увы, увы...
Мы, даже занимаясь высокодуховным делом, не более чем суеверны. Даже обладая сильной волей, мы в конце концов спасуем перед наглядным разрушением нашего тела, или уступим боли, или сдадимся перед окончательным осознанием неизбежного. Ибо мы, современные люди, уходим не к Богу, а в никуда. Ибо если нет никого за нами, мы уходим еще и в ничто.
'Смерти нет', - говорит Джон Донн, цитируемый героиней и до времени поддерживающий ее дух. Да - для него. Ибо он напрямую общался с Богом. Но не для нас, заменивших Бога наукой. Ведя почти научный и одновременно почти публицистический репортаж о собственном умирании, героиня наглядно раскрывает перед зрителями беспомощность, бессилие, бездуховность и в конечном счете бесплодность не только жизненного пути современного западного человека, но и самого типа цивилизации, избранной человечеством, утратившим веру.
Потрясающая лента Эммы Томпсон и Майка Николса, как бы продолжающая размышления Кшиштофа Занусси на ту же тему в картине 'Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем' и без сомнения пополнившая фильмотеку классики мирового кинематографа.
Фильм «ЭПИЛОГ»
Год выпуска: 2000
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие