Последняя работа классика советского кино Михаила Ильича Ромма, двухчасовая документально-хроникальная лента о фашизме в обличьях Гитлера, Муссолини и их последователей. В картине обильно использованы хроники из фильмофондов Германии, Италии, Польши и других европейских стран. Помимо часто показываемых и сегодня нацистских парадов, зритель увидит редкие фотографии и киносъемки выступлений германского фюрера и итальянского дуче, переведенные и откомментированные самим Роммом. Его голос за кадром не просто оживляет фильм, но является полноправной составляющей ленты, может быть, даже главной его составляющей.
Это голос мудрого и едкого человека, как бы завещающего молодежи свое отношение к происходящему на экране, отношение одновременно рафинированно-интеллигентское и кондово-солдатское. Глядя, например, вместе с нами на Гитлера, принимающего парад, Ромм с непередаваемым сарказмом комментирует: 'Вот несут стул для Гитлера. Личный стул. Только для него. Вот сейчас он сядет. Подождём. Вот... Сел!' Или комментирует выступление Муссолини, кажется, бывшего великим актером, а в данном случае явно изображающего Нерона и кривляющегося, как злая горилла: 'Нет, ну хорош, а? Хоро-ош!..'
Много ценного и интересного в этом фильме. Посмотреть его надо обязательно. Однако, много писать о нем нет необходимости, а здесь - в небольшой заметке - и возможности. Но вот что лично мне показалось особенно любопытным и особенно важным сегодня.
В самом начале фильма М. Ромм заявляет о том, что его картина - попытка исследования мирового фашизма, самого зарождения этого античеловеческого явления в человеческом обществе. Соответственно такого анализа и ждешь. И напрасно. Нет его в фильме, да и быть не могло, если хорошенько подумать, ведь фильм готовился в 1965, а вышел на экраны в 1966 году, когда материалы, разоблачающие культ личности, надолго и надежно были похоронены в закрытых архивах. А, как мы все теперь хорошо понимаем, между Гитлером, Франко, Муссолини, с одной стороны, и Лениным - Сталиным, - с другой было слишком много общего. Это (и слабый намек на это в фильме Ромма есть) вообще явления одного порядка. Фашизм и нацизм - по-видимому, не что иное, как дочерние предприятия Октября.
Устарел фильм и в некоторых других аспектах. Но!.. 'Фашизм жив', - с горечью предупреждал М. Ромм в конце ленты. И это так и сегодня - почти сорок лет спустя. Потому и надо вновь и вновь смотреть 'Обыкновенный фашизм', но смотреть с учетом недосказанного, с учетом того, что позиция самого Ромма - человека, режиссера, публициста была откровенно коммунистической. Смотреть вопреки всему этому, как вопреки всем недосказанностям фильма бьет в глаза правда: было! было! Есть!..
И еще одно, в заключение. Как жив сегодня фашизм, так жив и породивший его коммунизм. Призраки бродят, они же бессмертны, призраки. Впрочем, пусть себе бродят, лишь бы не воплотились. А чтобы этого не произошло, мы должны пересматривать фильм Ромма. И помнить. И быть бдительными, согласно завещанию не только советского режиссера, но и чешского писателя Фучика, и многих-многих других, кто на себе живом узнал ледяные объятия всех этих воплотившихся в чудовищ 'измов' ХХ века, чьи страдальческие взгляды умоляют нас с пожелтевших фотографий: 'Не забудьте! Не повторите!'
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в библиотечном фонде муниципальной гимназии N 1.
Фильм «ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ»
Год выпуска: 1965
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие