Кинороман в духе Александра Дюма, говорившего, что история для него - не более, чем гвоздь, на который он вешает свои картины. Немножко от Вальтера Скотта (две женщины разного социального уровня, влюбленные в одного рыцаря, но, в отличие от Ревекки и Ровены из 'Айвенго', меж собой не соперничающие), немножко от Марка Твена (слегка комичное изображение рыцарства в стиле повести 'Янки при дворе короля Артура')...
Действие этой истории происходит примерно в начале 60-х гг. XIV века. Это можно заключить из того, что один из молодых героев фильма - не кто иной, как первый великий английский поэт Джеффри Чосер, живший с 1340 по 1400 годы.
Главный же герой - сын бедного лондонского кровельщика, мечтающий ухватить звезду с неба, - в начале картины вместе с двумя друзьями служит оруженосцем. Случай предоставляет парню шанс - его рыцарь неожиданно умирает под кустиком, где ожидал очередного турнирного поединка. Облачившись в его латы, самозванец обнаруживает завидную выносливость, а после месячного самообучения боевым искусствам в лесу (как же без леса, как же без Робина Гуда, даже если косточки бедного вольного стрелка давным давно истлели в безымянной могиле?!.) - и необычайное мастерство.
С помощью Чосера (коего друзья встречают на большой дороге в натурально голом виде, поскольку накануне будущий поэт проигрался в пух), сначала придумавшего и написавшего герою витиеватую родословную, а затем исполняющего при нем обязанности герольда, назвавшись выдуманным именем несуществующего рыцаря из неизвестного города никогда им не виданных германских земель, парень побеждает в каждом турнире, завоевывает великую славу, дружбу будущего короля Англии, до времени скрывающего свое имя, любовь прекрасной дамы и ненависть знатного французского рыцаря.
Разноуровневые, но, кажется, намеренно однообразные конные поединки и занимают большую половину метража картины. Помимо того, как уже говорилось, немалое внимание уделено и мелодраматической истории любовных чувств.
Хэппи энд решен в духе скоттовских и диккенсовских романов по принципу - через тернии к славе. Посткриптум (маленький эпизод по окончании финальных титров) сделан в духе рыгочущего голливудского юмора.
Во всем остальном эта картина из серии 'смешай Господи' (и в меньшей степени - в духе пародий по типу 'Лимонадного Джо', до которых чешские кинематографисты всегда были великими охотниками), на что даже Дюма не решался при всей своей страсти к анахронизмам. Ведь его д\' Артаньяну не пришло бы на ум, ну, например, станцевать с Констанцией венский вальс (изобретение XVIII столетия), а графу Монте-Кристо засесть с Дангларом и Кадруссом за покер. Герои 'Истории рыцаря' пляшут шейк, а зеваки-пейзане на стадионе (пардон, на турнире) тащатся от 'Ви велл, ви велл рок ю' Фредди Меркьюри.
При всем том я совершенно уверен, что многие зрители скажут: 'Круто!' И не будут так уж не правы. Сделан фильм действительно качественно, весело, раскованно. В нем предостаточно воздуха, молодости, литературных и киношных аллюзий. А Пол Беттани в роли Чосера (но могли б, например, Чосера Петраркой заменить, или даже Пушкиным, если б, во-первых, наш поэт знал английский, а во-вторых, и о нем самом кто-нибудь в Голливуде хотя бы слышал) просто превосходен, - надо б последить за его дальнейшей творческой судьбой.
В общем, симпатичное кино - для тех, кто не зациклен на авторитетах, для тех, кому данная история интереснее, чем История, для тех, кто с удовольствием смотрел комедийные версии мушкетерской и робингудовской саг, равно как и для тех, кто не читал и не собирается читать 'Кентерберийские рассказы'.
Фильм «ИСТОРИЯ РЫЦАРЯ»
Год выпуска: 2001
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие