По существу - это пьеса для двух актеров. По жанру - немистический ужастик. А по большому счету - постмодернисткая неюмористическая пародия на роман Джона Фаулза "Коллекционер" и самая, на мой вкус, большая удача писателя Стивена Кинга. Это своего рода ответ американского "короля бестселлеров" британскому "королю постмодерна@.
Жертва маньяка, Джека-потрошителя - всегда женщина. Так у всех авторов, так и Фаулза, с той, правда, существенной разницей, что его герой - не супермен, а сущий недоносок. А что если сам Джек - женщина? Тогда его жертвой, несомненно, должен стать мужчина. Какой? Известно, что натуральный Джек потрошил проституток за то, что они проститутки. Прочие джеки поменьше потрошат своих и чужих жен, девственниц и/или недевственниц за то, что... А, правда, за что? Вероятно, за то, что они - жены, проститутки, девственницы и недевственницы - вообще имеют место быть. А за что тогда женщина Джек будет потрошить жертву-мужчину? А за то, что он, мужчина вообще и данный конкретный в штанах, - имеет место быть. Ну, Джек-феминистка, понимаете? Разумеется, для Кинга этого было бы мало, и он добавляет гениальный чисто литературный мотив: женщина Джек (ясное дело, сумасшедшая) сходит с ума не только вообще, но и по конкретному мужчине, ПО ПИСАТЕЛЮ (фанатка она, как Дионисовы менады, или пионерки из свиты Филиппа Киркаприо), по автору серийных бестселлеров про некую несчастную Мизери из прошлого века, "которая любила, да не вышла..." (см. Андрона Кончаловского), точнее вышла, да вот померла некстати. Померла - потому что до смерти надоела автору (просто-таки хуже, чем Шерлок Холмс Конан Дойлю), желающему выбраться из всех этих соплей и слюней на фазендах и выдать на гора роман про настоящих мужиков, ну, про тех, что матерятся, пьют и курят, взламывают сейфы и замки... Короче, вы понимаете, про каких. Про дениров и пачинов, про брюсов и виллисов, про таких, какие действуют в книжках Стивена Кинга. "Мизери", выходит, не только пародия на фаулзовского "Коллекционера", но и на себя любимого, на все свое собрание сочинений уж не знаю, в скольких пудах. Тем, помимо прочего, и хороша.
Ну так вот, значит, едет себе слегка подпитый писатель в хорошем настроении куда-то в тьмутаракань, то бишь в Колорадо, дабы без помех пописать (поработать, читатель! - над новым романом НЕ про Мизери) нетленку. И попадает в аварию. И, будучи спасен давно поджидавшей его, оказавшейся тут как тут, невзирая на буран, одинокой медсестрой-потрошительницей, попадает опять-таки в западню - к ней в дом, для физического и морального излечения, поскольку: а) в аварии искалечен; б) до аварии, предатель, искалечился нравственно, угробив бедную Мизери, коей одной и питались все оставшиеся добрые чувства одинокой сорокалетней шифзофренички.
И далее на протяжении добрых пятисот страниц ("Коллекционер" весит вдвое меньше), или 100 кинематографических минут, герой переживает все ужасы заключения, все возможные и невозможные физические и моральные издевательства, перечислять которые не стану по причине их исчерпывающего (на все вкусы) изобилия и возможного справедливого гнева читателей/зрителей, почему-либо не знакомых до сих пор с книжкой или ее экранизацией.
Но главное издевательство, так сказать, кинговская изюминка, должно быть названо. Фанатка-потрошительница заставляет прикованного к инвалидному креслу автора сначала уничтожить не понравившуюся ей новую писанину про крутых парней, а затем оживить до смерти любимую героиню, написав о ней еще один роман. Каково?!.
Достойный ответ дебилу-энтомологу из "Коллекционера", не так ли, дорогой читатель?
Но, как говорила юная героиня одного из ранних фильмов С. Соловьева, "кончается все хорошо". Так что не бойтесь, уважаемые зрительницы и зрители... (В самом деле, роман, можно считать, автобиографический. Не будет же автор убивать самого себя, так ведь и накликать недолго!) Не бойтесь - и смотрите отменный триллер Роба Райнера, подаривший превосходную роль Джеймсу Каану и явивший миру великолепную актрису Кэти Бейтс, актрису, каких не бывает, просто не может быть в Голливуде, и вот - нате вам - оказывается, есть.
И в качестве постскриптума - добавление через несколько лет после написания рецензии, а равно и после того, как пересмотрел фильм еще раз: ведь, пожалуй, райнерова экранизация кинговского романа уже и вошла в "золотой фонд" жанрового кинематографа... То бишь пополнила ряды киноклассики. Как вы думаете, читатель?
Фильм «МИЗЕРИ»
Год выпуска: 1990
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие