Определение жанра вполне условно, поскольку фильм вполне можно было бы отнести к жанру молодежного кино, таким, каков этот жанр был сорок лет назад. Вообще говоря, картина Хуциева представляет собой скорее всего сагообразный очерк эпохи 'оттепели', художественно, но не романически варьирующий мотивы романа Ремарка 'Три товарища' и, если можно так выразиться, городскую ауру фильма Висконти 'Рокко и его братья'.
Это история дружбы трех 20-летних москвичей, чья молодость совпала с послевоенным и, главное, послесталинским возрождением страны. Великая война продолжает болеть в каждом сердце, а стукачи вновь появляются из тени, но еще повсюду открыто читают стихи диссидентствующие поэты, а первомайские демонстрации радуют молодым честным энтузиазмом.
В это-то время и начинает осмысляться юношами жизнь, задавать им требующие немедленных ответов 'роковые' вопросы, приходит и уходит кажущаяся главной и единственной любовь. Иначе говоря, в это время ребята взрослеют. Одни, как герой Николая Губенко, терзаются осмыслением неизбывной ее подлости, другие, как главный герой, или персонаж Андрея Тарковского (кстати, единственный раз снявшегося в кино, и именно в этом фильме), мечутся между полюсами любви и конформизма, безоглядного дружеского доверия и стремления к честно заслуженному счастью.
Финал фильма открытый и оптимистичный: надежду герою, утратившему любовь, дарит видЕние, в котором ему является погибший в сорок третьем отец. Объятие двух парней, один из которых, тот, что моложе, уходит в последний бой и как бы передает другому, тому, что старше, своему сыну, все, что не успел сам - жизнь! - символизирует неразрывную связь поколений и дарует тем самым герою опору в трудный час.
Вообще, этот эпизод во всех смыслах художественен и человечески правдив. Тот, кто рано утратил настоящего отца, обычно взрослеет как бы в его присутствии, советуясь с ним, сверяя по его возможным реакциям свои мысли и поступки. И умерший отец взрослеет вместе с сыном, оставаясь в его представлении всегда старшим, мудрым, сильным. Тогда как на самом деле очень скоро мы их перерастаем, наших слишком рано ушедших родителей.
В остальном фильм Марлена Хуциева, сильно побитый совковой критикой и киночиновничеством (думается мне, прежде всего за недостаточную меру взбадривающего соцреализма, за откровенное следование хоть и лучшим, но западным образцам - тем же Ремарку и Висконти, за робкую экзистенциальность), - это одна из первых песен шестидесятников, которые с удовольствием узнают в картине эпоху и самих себя в ней. Однако новому веку эта лента вряд ли многое скажет, - слишком уж всё теперь изменилось. А чего-то самого главного о человеке, самого необходимого человеку во все времена драматургия картины так и не смогла, или не решилась сказать. И потому хочется определить ее примерно так: высокохудожественная фотография, но, увы, не живописное полотно.
Примечание. Кассета с записью фильма имеется в библиотечном фонде муниципальной гимназии N 1.
Фильм «МНЕ ДВАДЦАТЬ ЛЕТ»
Год выпуска: 1962
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие