Классика Голливуда, черно-белый двухсерийный фильм 1958 года с участием Марлона Брандо и Монтгомери Клифта, снятый по одноименному, первому и, может быть, лучшему роману Ирвина Шоу. Картина была показана 9 мая 2002 г. каналом Ren TV, за что ему, каналу, следует выразить благодарность, поскольку на кассетах этот фильм найти трудно.
Книга Шоу рассказывает о молодых людях на Второй мировой. Рассказывает по-американски, что значит эмоционально, но не слишком глубоко. В основе ее сюжета - судьбы трех парней, двое из которых представляют США, третий - австрияк. Соответственно, и находятся они по разные стороны баррикад. Каждый честен, талантлив, порядочен, верой и правдой служит своему делу. Судьба каждого интересна и примечательна. Пересекаются же их судьбы до финала редко, но для того, чтобы в конце концов скреститься и от этого скрещивания прерваться. Такой сюжет для стилистики американской словесности весьма характерен, ибо литература сия массовая, а значит худо-бедно, но отражает жизнь. Последняя же построена на принципах индивидуализма, а потому и писателей война интересует только в качестве экзистенциального испытания личности, но никак не народного страдания, за исключением книг, посвященных Гражданской войне в самих США, когда сумма индивидуальных страданий, происходящих на собственной земле, просто не могла не зашкалить за черту индивидуализма.
Герои романа, каждый по-своему, переживают психологическую борьбу между чувством долга и личным пониманием справедливости. В общем, эта борьба и есть главная тема книги.
Герои фильма более прямолинейны, но, может быть, не менее интересны, прежде всего двое - австрияк, лейтенант немецкой армии, разрывающийся между личной порядочностью и офицерской честью (в исполнении молодого Марлона Брандо, играющего, как всегда, неброско, но очень точно, трепетно и человечно), и американский еврей, скромный служащий большого магазина, наделенный огромной силой воли и неукротимой силой духа, любящий муж, выдерживающий все испытания судьбы с завидным терпением и упорством. Исполнивший эту роль Монтгомери Клифт почти не уступает Брандо, а по зрительским симпатиям к персонажу, пожалуй, даже слегка 'перетягивает одеяло на себя'. Потому, вероятно, его герой, пройдя все испытания, и остается жить, в отличие от романного персонажа, погибающего от руки австрияка.
Третий герой фильма оказывается фигурой второстепенной. Он вообще - артист, а не герой, он слишком от жизни, а не от принципов. Из таких-то и состоит человеческое общество, плодящее себе подобных, обустраивающее себе удобную, комфортную жизнь, рождающихся, копошащихся и преходящих, преходящих, преходящих. Меж тем, в романе - это как раз главная фигура, почти хемингуэевский тип, почти рассказчик, тот, кто преодолевает себя, выносит на своих плечах схватку с войной и остается жить, ибо вся жизнь - война, и век не кончен, и надо продолжать теперь извечную борьбу с миром, для которой и рождается на земле настоящий человек, то бишь американский герой.
Роман И. Шоу, кроме прочего, - книга об армии, точнее о борьбе с ней человека. Армейская оболванивающая, стригущая всех и каждого под 'ноль' дисциплина, разумеется, несовместима ни с принципами индивидуализма, ни с постулатами экзистенциализма. Американские герои с ней, с армией, борются. И побеждают. Австрияк отдает ей жизнь в полном и прямом смысле.
В фильме же эту коллизию представляет лишь персонаж М. Клифта, тогда как артист от армии, что называется, 'косит', а мысли офицера Вермахта заняты, пожалуй, более глобальными проблемами.
Вообще, образ Брандо - наибольшая драматургическая и актерская удача. Он не стандартен, он как бы не из Голливуда, не из Шоу, не из Хемингуэя даже, вообще не из американской культуры. Он скорее из Ремарка. Откуда в глазах этого простого плотного американского парня, Марлона Брандо - нет, не Божий дар лицедейства, но акмеистская 'тоска по мировой культуре', - для меня лично великая загадка. Но она несомненно есть, достаточно вспомнить лишь его роли в 'Крестном отце' и 'Последнем танго в Париже'.
Однако достаточно. О Брандо, наверное, диссертации написаны. Фильм же в целом хорош, мало в чем уступает роману, а следовательно, является не экранизаций, не движущейся иллюстрацией, а самостоятельным добротным художественным текстом. Потому и вписывается в фонд классики кинематографа.
Фильм «МОЛОДЫЕ ЛЬВЫ»
Год выпуска: 1958
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Прочие