– М.: Новое литературное обозрение. – 268 с.
Романистки провинциальной Англии
Джейн Остен, сёстры Бронте, Джордж Элиот (настоящее имя – Мэри Энн Эванс) – героини трех биографических очерков, составивших небольшую книжку известного литературоведа, переводчика и с 2008 года главного редактора одного из старейших и лучших наших «толстых» журналов «Иностранная литература» Александра Ливерганта.
Строго говоря, Джейн Остен, родившаяся в 1775 и умершая в 1817 г., жила во время правления Георга III, однако как литератор вполне вписывается в викторианскую эпоху, что и оговаривает автор краткой, но удивительно емкой биографии романистки - житейской и литературной. Остен – замечательный мягкий сатирик, одна из первых реалисток в британской литературе XIX века, по сути, проложившая дорогу на литературный небосвод целому созвездию романисток викторианской эпохи.
К сожалению, о жизни Джейн Остен известно не так уж много. Все биографы так или иначе опираются только на то, что сочли возможным сообщить о своей сестре ее родственники, да на те немногие, причем чаще всего отредактированные ими письма писательницы, что дошли до нас. Но романы-то – «Гордость и предубеждение», «Чувство и чувствительность», «Эмма» и еще три, не считая нескольких новелл и набросков, - дошли. И вот эти-то романы и есть самый главный источник наших знаний об их авторе.
Высокопрофессиональный литературовед и писатель А.Я. Ливергант всего лишь на 50 страницах своего очерка, анализируя книги Остен и книги предшественников о ней, ухитряется рассказать о писательнице так живо и даже картинно, что недолгая жизнь дочери священника, обожавшей старшую сестру и ведшей все хозяйство немалой семьи, умудряясь при этом видеть всех окружающих насквозь, предстает перед читателем живо и едва ли не исчерпывающе полно. А равно и ее книги. А коли так, то и эпоха, и вся старая провинциальная Англия.
Второй – и самый большой – очерк посвящен «Дому на кладбище», в котором родились и прожили всю жизнь три провинциальные барышни и юноша, их брат, наделенные недюжинными художественными дарованиями. Речь о семействе Бронте, в котором, между прочим, не только три сестры и брат, но и отец с матерью были людьми одаренными.
Первый биограф Шарлотты Бронте, романистка и подруга автора «Джейн Эйр» Элизабет Гаскелл, интервьюируя отца семейства, пережившего всех своих детей, впоследствии написала о нем не слишком лицеприятно. Александр Ливергант в своем очерке восстанавливает справедливость по отношению к этому пастору и проповеднику, слагавшему недурные стихи и отнюдь не тиранившему ни жену, ни дочерей.
Естественно, что большая часть очерка посвящена Шарлотте (1816 – 1855), единственной из девушек семейства Бронте, прожившей на несколько лет дольше брата и сестер, даже побывавшей полгода замужем и опубликовавшей несколько романов. Что до таланта, он, вероятнее всего, был у трех сестер соразмерным.
Сестры Бронте жили нелегко и странно умирали, не то чтобы скоропостижно, а скорее коротко и кротко, будучи молодыми и за несколько недель до ухода здоровыми девушками. Не менее – для меня – странно и их посмертие. Отчего-то и Шарлотту и Эмили историки литературы относят к родоначальницам феминизма. Разве истории сильных духом и волевых женщин, в мужском мире способных сразиться с судьбой за свою любовь, - это и есть феминизм? Скорее уж, романтизм, так сказать, история Веры Лиговской, самой же Верой и написанная.
Третий очерк посвящен Джордж Элиот (1819 – 1880) - подлинной реалистке, самой настоящей феминистке, при этом феминизм вовсе не провозглашавшей, но являвшей его и книгами, и своим обликом философа, знатока всех мыслимых наук, пианистки и отменной романистки, ироничной и в этом плане наследующей героине первого очерка, Джейн Остен.
Этот очерк, помимо биографии Элиот и рассказа о ее книгах, дает интереснейшую общую картину литературной жизни эпохи, а равно и силуэты ее титанов, ведь писательница более тридцати лет состояла в гражданском браке с одним из самых выдающихся умов Британии Джорджем Льюисом, а их дом регулярно посещали все «звезды» европейской литературы, среди которых были и Диккенс, и Теккерей, и даже «посол» русской словесности Иван Тургенев.
Рассказом о подлинной – по времени, окружению и творчеству - викторианке, Мэри Энн Эванс (она же Джордж Элиот) Александр Ливергант и завершает свою интереснейшую книгу, представив в лицах ярчайших английских романисток временной промежуток в три четверти столетия, породившего, по сути, жанр психологического романа и предъявившего миру лучшие его образцы.
«Викторианки» - одна из тех превосходно написанных вещей, которые, сообщив всё самое главное о книгах и людях, являют при этом лишь верхушку айсберга, побуждая читателя к размышлению, чтению и перечитыванию первоисточников, к поиску собственных находок в историческом и культурном прошлом Европы.
«Викторианки»
Год издания: 2023