Короткая и невесёлая жизнь под «Весёлым Роджером», или Правдивые истории о морских разбойниках

Дефо, Даниель
Дефо, Даниель (капитан Ч. Дженсон?). Всеобщая история пиратства. – СПб.: Азбука; Азбука-классика, 2009. – 299 с. 
Кордингли, Дэвид. Под черным флагом: быт, романтика, убийства, грабежи и другие подробности из жизни пиратов. – М.: Эксмо; Бомбора, 2024. – 432 с., ил. 
 
 

Год издания: 2024
Рецензент: Распопин В. Н.

Именно так: жили они коротко – отсюда и до виселицы, по большей части впроголодь и тяжко работая.
 
Тема пиратства, его истории и его «героев» в литературе, кинематографе и театре насчитывает  уже несколько столетий, а если вспомнить, например. «Одиссею» Гомера или любовно-приключенческую повесть древнегреческого автора Лонга «Дафнис и Хлоя», то и тысячелетий. Пиратство на море существовало всегда, однако наибольшего развития оно достигло в XVII –первой половине XVIII вв. 
 
p-005Соответственно, тогда же, точнее, в начале восемнадцатого столетия появляется и литературный жанр «пиратского» приключенческого романа. Зачинателем его можно считать английского писателя Даниеля Дефо («Робинзон Крузо», «История полковника Джека», «Приключения капитана Синглтона» и др.) Его же, Дефо, по-видимому, следует считать и первым автором среди тех, кто рассказал читателю об истории пиратства. Книга «Всеобщая история пиратства» увидела свет в середине 1724 года, в Лондоне, в ближайшие года неоднократно переиздавалась в расширенных версиях, к которым Дефо, вероятнее всего, никакого отношения уже не имел.
 
Впрочем, авторство «Истории…» точно не установлено. Книжка вышла под именем капитана Чарльза Дженнингса. Спустя два столетия американский профессор филологии Дж. Мур убедил научное общество и читающий мир, что под псевдонимом Дженнингса скрывался именно Дефо, но к концу прошлого века в его версии стали сомневаться, и теперь книжка переиздается то под именем Дженнингса, то под именем  Дефо. В переводах же на другие языки, в том числе и на русский, издается она, как правило, в сокращенной и адаптированной версии, как, впрочем, и все прочие вещи Дефо, ибо, по словам издателей и переводчиков, а буквальном переводе они современному читателю оказалась бы «не по зубам».
 
p-002
 
Наиболее качественно переведенное и доступное по тиражу и цене издание «Всеобщей истории пиратства» в новом столетии осуществлено санкт-петербургской «Азбукой» в серии «Азбука-классика» в 2009 году немалым по нынешним меркам тиражом 5000 экземпляров. Найти эту 300-страничную книжку несложно, а прочесть стоит – переведена (или пересказана) она отлично, написана, скорее всего, именно Дефо, поскольку в тот период времени в Англии просто не было других писателей такого уровня, и рассказывает почти обо всех «выдающихся джентльменах удачи», их командах, кораблях, «подвигах» и печальных финалах. 
 
При этом приключения не довлеют над моралью, а стало быть, и видим мы отнюдь не героев, а банальных бандитов, чаще всего малограмотных или вовсе неграмотных, грязных, пьяных и ежедневно проживающих как бы свою последнюю минуту. Да так оно, в сущности, и было, сколько бы ни романтизировали последующие беллетристы – Ф. Купер, Г. Эмар, Л. Жаколио, Р.Л. Стивенсон, Ж. Верн, А. Конан Дойл, Р. Сабатини  или даже сам Байрон (в поэме «Корсар»)– их облики и похождения. Как говорил небезызвестный Глеб Жеглов: «Вор должен сидеть в тюрьме!». Бандит – тем более. Именно эта моралистика и отличает «пиратские» истории Дефо от более поздних, чисто развлекательных сочинений. 
 
Тем не менее и тема эта очень интересна и всегда актуальна, ведь пиратство на море и сегодня никуда не делось, просто его стало меньше, и книжки чаще всего увлекательны. Чего стоит одна только небольшая и написанная для подростков повесть Стивенсона «Остров сокровищ»!.. 
 
Именно книжки!.. С фильмами дело обстоит иначе. Есть, конечно, и в кино удачи, например, первые два сезона сериала «Черные паруса» - до гибели капитана Чарльза Вейна, но не бесспорные. Кто-то, увы, фанатеет от франшизы «Пираты Карибского моря» - а ведь это не более чем аляповатая пародия на жанр, да и не слишком смешная к тому же, во всяком случае, как мне представляется, значительно уступающая «Острову головорезов» Р. Харлина, провалившемуся в прокате, несмотря на самый мощный в «пиратском» кино драйв и замечательную игру Джины Дэвис и ряда других актеров, далеко не последних в голливудском кино. Есть более-менее удачные экранизации «Острова сокровищ», особенно, на мой вкус, довоенные. Но в целом кинематографу как-то не очень удается пиратская тема, поэтому вернемся к книгам.
 
p-001
 
«Всеобщая история пиратства» Д. Дефо (или Ч. Дженнингса) представляет собой беллетризованную историю пиратства от Эйвера и Тича Черной Бороды до Корнелиуса и Флая – всего  - 17 коротких очерков, в которых, однако, ярко рассказано все самое главное и о пиратстве как таковом, и о наиболее знаменитых его представителях. Да, Дефо не был первым не только среди романистов, работавших в этом жанре, но и среди историков пиратства – голландец (или, по другим данным, француз) Александр Эксквемелин, врач и путешественник, издал свою документальную книгу «Пираты Америки», составленную на основе собственных дневников, на полвека раньше, однако именно Дефо первым создал именно историю, которая стала настольно книгой и для беллетристов, и для последующих историков пиратства. Все они – романисты и аналитики, от Купера и Мариетта до Сабатини и Губарева - черпали и продолжают черпать полными пригоршнями имена, сюжеты и подробности из книг Эксквемелина и Дефо.
 
Так поступает и новейший исследователь темы, сотрудник Национального морскогоp-004 музея в Англии, специалист по парусному флоту Дэвид Кордингли, чья книга «Под черным флагом» только что, уже в 2024 году, переведена на русский язык и подготовлена издательством «Бомбора», а свет увидела под маркой издательства «Эксмо». В отличие от книг «Азбуки», она грешит опечатками и прочим мелким издательским браком, полуслепыми иллюстрациями, коих лучше было бы и вовсе не давать, нежели публиковать в таком качестве, однако написана недурно, весьма содержательно и достаточно современно, то есть рассказывает, обильно цитируя, а порой и анализируя «Всеобщую историю пиратства», и о самих пиратах, и об их парусниках различных видов и наименований, и об авторах наиболее значительных книг этой тематики, и об их голливудских экранизациях, осуществленных преимущественно в  первой половине ХХ века. На языке оригинала книга вышла в 1995 году, поэтому, естественно, и не упоминает о наиболее популярных «пиратских» фильмах последних лет. Однако о старом кинематографе Кордингли пишет, путь и коротко, но содержательно, акцентируя внимание читателей на лучших работах и не впадая при этом в излишний восторг.
 
Вообще, книга Кордингли ровная по тональности и не скучная. Она точно соответствует подзаголовку: «Быт, романтика, убийства, грабежи и другие подробности из жизни пиратов». С моей точки зрения, ее главное достоинство в том, что она представляет трезвый и очень внимательный взгляд, с одной стороны, на романтику, а с другой – на истинные и совсем не романтичные реалии пиратства, тем самым предлагая нам правдивую картину существования и феномена, и социального устройства, этот феномен породившего.
 
p-003О пиратстве, как я уже сказал, написано много и художественных, и научно-популярных книг. О романах Стивенсона и Сабатини я уже рассказывал в соответствующих статьях. Сегодняшний рассказ – не последний. В дальнейшем я надеюсь познакомить читателя с книгами А, Эксквемелина («Пираты Америки»), Ж. Блона («Великий час океанов»), Р. Белоусова, Е. Глаголевой, биографиями Дрейка и Моргана, написанными для серии «ЖЗЛ»  В. Губаревым,  а также с лучшими романами пиратской тематики, такими, как  книги Г. Эмара, Э. Сальгари, А. Конан Дойла, как «Наследник из Калькутты» Р. Штильмарка, «Пират» В. Скотта или «Золотая чаша»  Д. Стейнбека. Но – всему свое время…

 

«Короткая и невесёлая жизнь под «Весёлым Роджером», или Правдивые истории о морских разбойниках»
Год издания: 2024

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я