Завершено издание многолетнего научно-популярного труда великого филолога. Все три книги - на наших полках, превосходно изданные, богато проиллюстрированные, отпечатанные хорошим шрифтом на плотной бумаге. Мы можем погрузиться в античность, близко познакомиться с тем, как жила, воевала, создавала классическое искусство, во что верила, как представляла себе мироздание, училась мыслить предметно и отвлеченно, становилась сама собой и тем самым создавала законы западного мира Древняя Греция, а также что именно перенимал у нее Древний Рим в ту пору, когда доблесть для его граждан была предпочтительнее богатства, то есть в республиканскую эпоху.
Самая первая и главная книга трилогии, «Занимательная Греция», была написана М.Л. Гаспаровым на исходе 70-х годов прошлого столетия, пятнадцать лет скиталась по издательствам, а увидела свет только в 1995-м, на сломе эпох, точнее в начале нового отрезка нашей истории, каких много было в древности, и, стало быть, показала нам самих себя как бы сквозь подзорную трубу: и то, какими мы были в начале пути, и то, какими стали. Последнее, впрочем, поняли не все и не сразу, зато «откуда есть пошли» увидели и оценили. С тех пор книгу переиздавали много раз, а к автору приставали с запросами насчет продолжения про цивилизацию Древнего Рима. Гаспаров отвечал коротко: такую же про Рим написать нельзя.
Почему – непонятливые поняли, наверное, когда увидела свет «Капитолийская волчица» - книжка очерков римской цивилизации доимперского периода. Эти очерки и зарисовки, разбросанные по записным книжкам, нашла вдова ученого А.М, Зотова при разборе его архива. собрала воедино, и, будучи профессиональным редактором старой школы, отредактировала, как всегда поступала с сочинениями мужа. С тех пор «Волчицу» переиздавали тоже не единожды, а в самом конце 2022 года издательство «Иллюминатор» выпустило и богато иллюстрированную версию. То же ранее произошло и с «Занимательной Грецией».
Летом 2023 года «Иллюминатор» порадовал и завершающей книгой трилогии, тоже собранной А.М. Зотовой по черновикам и наброскам, оставшимся в бумагах автора, а отчасти, судя по тексту, и дописанной ею. Во всяком случае, вставки, не принадлежащие перу М.Л. Гаспарова, видны невооруженным глазом. Правда, оригинальному тексту они не вредят, даже необходимы для общего складного впечатления, в особенности – подросткам. Здесь надо добавить, что именно с этой книги и следует начинать знакомство и с трилогией, и с древнегреческой культурой, причем не только потому, что здесь рассказано о европейском начале начал, но и потому, что вся – и ранняя, и зрелая, и поздняя, и наследовавшая ей римская, вся – повторюсь – древнегреческая культура насквозь пропитана мифологией, вся из нее вышла и вся в нее закольцована.
Книга «Занимательная мифология» столь же богато проиллюстрирована фотографиями древнегреческих скульптур и храмов, бытовой утвари, а также репродукциями картин европейских художников позднейшего времени и географическими картами.
Таким образом, сегодня и мы, и, главное, наши дети имеем возможность не только перечитывать очерки блистательного ученого и писателя о начале начал европейской культуры, но и рассматривать то, чему они посвящены.
Читатель, наверное, уже понял, что я очень не люблю так или иначе пересказывать рецензируемые книги. И не из-за боязни спойлеров: кто заинтересуется – все равно прочтет книгу, даже зная, чем она кончится. А по самой примитивной причине: автор это уже сделал, и лучше у критика не получится. С другой стороны, пересказать историю культуры античного мира на двух-трех страницах не удалось бы никому, даже Михаилу Гаспарову. Для этого ему потребовалось написать три книги.
Посему лишь коротко обозначу содержания трилогии.
«Занимательная мифология» пересказывает основные мифы и делает это понятнее, чем Грейвс и Голосовкер, и лучше, чем наипопулярнейший Кун, потому что короче, и яснее, потому что применительнее к литературе и даже к жизни, постепенно выстраивая их в единую и закольцованную цепь не просто «преданий старины глубокой», а вполне себе живых знаний о прошлом, из которого вырастают и настоящее и будущее. Особенно ярко подчеркивают эту связь, а значит, и смысл и необходимость работ Гаспарова три сочиненные им сказки по мотивам мифов, служащие приложением к изданию, и особенно последняя из них – об Амуре и Психее, изящно отсылающая читателя к «Аленькому цветочку» С.Т. Аксакова и тем самым ненавязчиво, но зримо показывающая неразрывную связь русской классики с общей нашей основой – древнегреческой мифологией.
Главная, однако же, книга трилогии – вторая, «Занимательная Греция», - учебник истории. Такой, каким он должен быть. И каким он никогда не будет, потому что всем, кто образованием руководит, и почти всем, кто в образовании работает, скука привычнее и выгоднее. Всегда: от классической гимназии до так называемой гимназии наших дней. А коли так, будем самообразовываться, читая нескучные серьезные книги. Такие, как древнегреческая дилогия Михаила Гаспарова или его же начальная история Рима – «Капитолийская волчица», книга о том, каким мог бы стать римский народ и мы вслед за ним, если бы не растлил сам себя в императорскую эпоху. Проще сказать: если бы Катон возобладал над Цезарем.
Академик Михаил Леонович Гаспаров (1935 – 2005) – крупнейший филолог-классик (что значит в первую очередь – специалист по культуре античности), теоретик литературы и переводчик древней и средневековой поэзии. Его работы о русском стихе давно стали классическими, как равно и труды по литературе Древней Греции и Древнего Рима. Перечисление «трудов и дней» М.Л. Гаспарова заняло бы слишком много страниц, для широкого же читателя достаточно познакомиться с его вступительными статьями к наиболее серьезным изданиям басен Эзопа, гимнов Пиндара, идиллий Феокрита, лирики Катулла или эпической поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», полный перевод которой на русский язык осуществил тот же Гаспаров, правда, не октавами, а верлибром.
И все-таки для широкого, прежде всего юного читателя важнее знакомство с трилогией потому, что лучше, ярче, лапидарнее, внятнее и занятнее Михаила Гаспарова об античности не писал никто и никогда, в том числе, конечно, и сами греки с римлянами. Он и сообщает все самое главное и самое интересное и растолковывает современному человеку как то, чего тот никогда не знал, а если знал, то забыл, так и то, о чем читатель вроде бы слышал, но не усвоил.
Причем рассказ о каждом важном историческом событии и его последствиях укладывается от силы в три страницы, а чаще в одну-две, будь то очерк об истории древнего театра или архитектурных стилях, о политическом устройстве полиса или вековой войне Афин и Спарты, о многовековом развитии древнегреческой мысли от Фалеса до Зенона, или о каждом античном герое, творце, мыслителе, даже о самых главных – мудреце Ликурге, политике Перикле, воине Леониде спартанском, императоре Александре Великом, драматургах Еврипиде и Аристофане, даже о самих богах, без которых в Греции и Риме не обходился никто и ничто.
И, несмотря на такую лапидарность, ощущения, что автор несется галопом по Европам, никоим образом не возникает. Напротив, чем сложнее тема, тем интереснее читать.
Об античности написано множество книг. Есть среди них и доступные для рядового читателя, к примеру, сочетающие фундаментальность изложения и хороший, неакадемический стиль труды американца Вила Дюранта, но преимущественно все-таки о древнегреческой культуре пишутся либо научные исследования, либо сухие учебники.
То, что сделал Гаспаров, аналогов, наверное, не имеет. Он объяснил школьнику цивилизации Древней Греции и Рима во всей их сложности, и так объяснил, что от книг его невозможно оторваться. Их читаешь с большим интересом (не говорю уж о пользе!), чем самый крутой детектив, а прочитав, открываешь заново, как бы для того, чтобы уяснить пропущенное, увлекаешься и перечитываешь без отрыва с прежним удовольствием. А через пару лет возвращаешься к книге о Греции вновь – она не отпускает вас. И, пожалуй, как всякая настоящая классика, не отпустит никогда, заставляя вновь и вновь входить в этот дивный Древний мир, держа теперь под мышкой и другие о нем книги, может, менее интересные, но более подробные.
Конечно, всю античность во всех ее сложностях и тонкостях простому читателю освоить невозможно, но это не всем и нужно, а самое главное, то, из чего бьют родники поэзии Пушкина, театра Шекспира, скульптуры Микеланджело, откуда растет наша архитектура, живопись, политика, Михаил Гаспаров рассказал так, как никто никогда не рассказывал и, скорее всего, не расскажет.
««Все мы родом из Греции…»: Михаил Гаспаров о греческой культуре и римской цивилизации»
Год издания: 2023