Гении сыска и прочие тайны популярной беллетристики и реальной истории в зеркалах Даниэля Клугера

Клугер, Даниэль

Клугер, Даниэль. Гении сыска: этюд в биографических тонах. – М.: Пятый Рим, 2019. – 368 с., ил.
Клугер, Даниэль. Тайна капитана Немо: очерки. – М.: Ломоносов, 2010. – 208 с., ил.


Год издания: 2019
Рецензент: Распопин В. Н.



Некоторое время назад, в большой статье о «Холмсиане» Артура Конан Дойла я уже ссылался на одну из интересных книжек этого израильского автора, бывшего нашего соотечественника – поэта, барда, романиста и толкователя книг, работающего в жанре занимательного литературоведения. Книжка его, изданная «Текстом» в 2005 году, называлась «“Баскервильская мистерия”: История классического детектива». Это действительно именно история детектива как жанра, хотя в сердцевине ее и находятся 60 текстов Конан Дойла (то есть 56 рассказов и 4 повести – ровно столько вещей написал британский классик о великом сыщике).

kl-01

Читать Клугера интересно и нетрудно, что не так уж часто происходит с литературоведческими трудами, пусть даже посвященными популярной беллетристике. Коротко говоря, историко-литературные нехудожественные тексты этого автора созданы именно писателем. Писателем, который хорошо знает и любит историю литературы и историю вообще. Воображение его, получая толчок от прочитанного, заставляет обратиться к другим источникам, изучить предмет, затем изложить его коротко и доступным для массового чтения языком, попутно отмечая собственные находки и предлагая собственные суждения, то бишь проливая свет на исторические и литературные загадки прошлого.

Совершает же Даниэль Клугер такие расследования и в упомянутой «Баскервильской истории», и в исторической, по сути, книге «Гении сыска», и в сборнике коротких занимательных очерков «Тайна капитана Немо» (здесь, может быть, чаще всего, поскольку 200-страничная книжка содержит добрый десяток совершенно разных рассказов из истории популярной беллетристики). Но мало того, историком и историком литературы Клугер остается и в своих художественных вещах. Я, увы, пока познакомился только с небольшим романом «Мушкетер», «переписывающим» или досочиняющим за Дюма и вместо Дюма историю одного из героев мушкетерской трилогии – Портоса. Изначально зацепившись, видимо, за иудейское имя прототипа этого героя - Исаак, Клугер потянул нитку собственной истории, близкой Дюма и столь же от него далекой, корнями уходящей в средневековую Испанию, откуда ранее достаточно привольно живших евреев изгнали великие короли Изабелла и Фердинанд, удовлетворяя настойчивым требованиям не менее великого в своем роде инквизитора Торквемады.

Здесь, однако, о романе я много говорить не буду. Возможно, когда-нибудь напишу о нем отдельно. А мы вернемся к литературным играм, в которые играют писатели. И коль скоро начали с детектива, который и сам по себе не что иное, как игра, к детективу и обратимся. Точнее к его истории. А еще точнее к тем, кто создал саму эту профессию в реальности, лишь позднее вознесенную Эдгаром По, Конан Дойлем, Честертоном, Агатой Кристи и легионом других сочинителей на литературные небеса.

Книга «Гении сыска» состоит из трех больших историко-биографических очерков, рассказывающих о самых знаменитых сыщиках – французе Эжене Видоке, британце Игнациусе Поллаки и американце Алане Натаниэле Пинкертоне. Все они и каждый из них – кто больше, кто меньше - отразились в мировой литературе, причем названный первым не только в популярной беллетристике.

kl-04О нем, Видоке, первом по времени, да, пожалуй, и по заслугам, ведь именно он создал криминальную полицию Парижа, а позднее едва ли не первую в Европе частную сыщицкую контору, вышел соответственно и самый яркий очерк у Даниэля Клугера. Причины очень понятны: тут и сама эпоха Великой французской революции, и авантюрная личность героя, с которого кто только из детективщиков не списывал своих следаков, и, конечно, укорененность его имени, ставшего с легкой руки Пушкина нарицательным, в русской классической литературе. Помните, конечно: «Не то беда, что ты поляк…»?

А еще одна, главная, скорее всего, причина в том, что Видок сам написал интереснейшую книгу своей жизни, во всяком случае, большей и лучшей ее части. Книга его у нас переведена, издана и переиздана, так что те, кого увлечет очерк Даниэля Клугера, без труда могут найти мемуары французского сыщика и углубиться в них. Добавлю, что отражения Видока можно увидеть и в кинофильмах, но кого они впечатлят, а кого нет – тут уж дело вкуса. Меня лично не впечатлили нисколько, как не впечатлили и Холмс с Ватсоном в трактовке Гая Ричи.

А вот книга Даниэля Клугера и особенно образ Видока очень даже впечатлили. Не только потому, что Клугер довольно подробно и очень внятно рассказывает историю героя на фоне эпохи, но и потому, что сам герой у него обладает чертами живого человека. Вот если киношный Видок – чистой воды пародия, составленная из ярких, как мыльные пузыри, переводных картинок, то, читая этот очерк, мы очень зримо представляем себе Видока-человека, с его «лица необщим выраженьем». И это при том, что «Гении сыска» - книжка никак не художественная, а строго документальная.

Близкой к Видоку по уровню изображения, хотя и не столь яркой, выглядит личность Пинкертона, знаменитого американского детектива, в былые времена заретушированная бульварными брошюрками до неузнаваемости. Даниэль Клугер, подробно рассказывая о жизни и героических деяниях Пинкертона, возвращает нам его истинный облик. Насколько это возможно спустя столетие.

Почти то же можно сказать и о фигуре Игнациуса Поллаки. Она, пожалуй, несколько менее зримо проявлена и несколько более скучновата, в сравнении с соседями справа и слева, но так и бывает, так и должно быть с революционерами. А венгр или румын (тут темна вода во облацех) Поллаки в начале пути именно революционером и был. Пока не пришлось эмигрировать и на новой родине пойти служить в полицию.

Рассказал Даниэль Клугер в своей книге и о наиболее знаменитых делах трех китов западной криминалистики, и – совсем коротко – об их предшественниках, и о тех авторах и книгах, которые отразили их лица и деяния в прямых, но чаще кривых зеркалах популярной беллетристики. Не забыта нашим автором и документальная литература, прежде всего «Век криминалистики» Юргена Торвальда, с которой следует познакомиться всем, кого заинтересовал мой отклик и заинтересует книга Даниэля Клугера.

А если она все же покажется неопытному читателю трудноватой, что хоть и нелегко представить, но тем не менее возможно, рекомендую ему для начала обратиться к сборнику коротких очерков «Тайна капитана Немо». Для самого широкого читателя, вдруг заинтересовавшегося вопросом, откуда что берется в интересных книжках, там все будет интересно, понятно и вообще комфортно.

kl-05Герои очерков – сверхпопулярные персонажи приключенческих, научно-фантастических и детективных (куда ж без детектива!) романов, рассказов и даже поэм – зарубежных и отечественных – от Фауста с Мефистофелем, Дракулы, Мюнхгаузена, рабби Иуды Бецалеля (поправьте меня, если я неправильно сократил и просклонял это иудейское имя) с Големом, капитана Немо до другого капитана – Блада, Бени Крика и Остапа Бендера вкупе с гражданином Корейко.
Если вы с этими гражданами уже знакомы, тем интереснее будет открыть книжку Клугера. Уверяю, что с большинством вы познакомитесь заново, и не только потому, что Даниэль Клугер знает о них намного больше, чем вы, но потому, что каждый писатель – это зеркало, отражающее/искажающее облик смотрящегося в него (и облики тех, кто там отразился прежде) по-своему.

Потому и существует в литературе жанр занимательного литературоведения.


« Гении сыска и прочие тайны популярной беллетристики и реальной истории в зеркалах Даниэля Клугера»
Год издания: 2019

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я