Гаспаров, Михаил Леонович. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина; НЛО,1995. – 382 с.
Гаспаров, Михаил Леонович. Капитолийская волчица. Рим до цезарей: очерки. – М.: Иллюминатор, 2023. – 208 с., цв. ил.
«Занимательная Греция» Михаил Гаспарова была написана на исходе 70-х годов прошлого столетия, пятнадцать лет скиталась по издательствам, а увидела свет в 1995-м, на сломе эпох, точнее в начале нового отрезка истории, каких много было в древности, и, стало быть, показала нам самих себя как бы сквозь подзорную трубу: и то, какими мы были в начале пути, и то, какими стали. Последнее, впрочем, поняли не все и не сразу, зато «откуда есть пошли» увидели и оценили. С тех пор книжку переиздавали много раз, а к автору приставали с запросами насчет такой же книжки по цивилизации Древнего Рима. Гаспаров отвечал: такую же про Рим написать нельзя.
Почему – непонятливые поняли, наверное, когда увидела свет «Капитолийская волчица» – книжка очерков римской цивилизации доимперского периода. Эти очерки и зарисовки, разбросанные по записным книжкам, нашла вдова ученого при разборе его архива, собрала воедино, и, будучи профессиональным редактором старой школы, отредактировала, как всегда поступала с сочинениями мужа. С тех пор «Волчицу» переиздавали тоже не единожды, а в самом конце 2022 года издательство «Иллюминатор» выпустило и богато иллюстрированную версию. То же ранее произошло и с «Занимательной Грецией». Таким образом, сегодня и мы, и, главное, наши дети имеем возможность не только перечитывать очерки блистательного ученого и писателя о начале начал европейской культуры, но и рассматривать то, чему они посвящены.
Академик Михаил Леонович Гаспаров (1935 – 2005) – крупнейший филолог-классик (что значит в первую очередь – специалист по культуре античности), теоретик литературы и переводчик древней и средневековой поэзии. Его работы о русском стихе давно стали классическими, как равно и труды по литературе Древней Греции и Древнего Рима. Перечисление «трудов и дней» М.Л. Гаспарова заняло бы слишком много страниц, для широкого же читателя достаточно познакомиться с его вступительными статьями к наиболее серьезным изданиям басен Эзопа, гимнов Пиндара, идиллий Феокрита, лирики Катулла или эпической поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», полный перевод которой на русский язык осуществил тот же Гаспаров, правда, не октавами, а верлибром.
И все-таки для широкого, прежде всего юного читателя важнее знакомство с «Занимательной Грецией» и «Капитолийской волчицей» потому, что лучше, ярче, лапидарнее, внятнее и занятнее Михаила Гаспарова об античности не писал никто и никогда, в том числе, конечно, и сами греки с римлянами. Он и сообщает все самое главное и самое интересное и растолковывает современному человеку как то, чего тот никогда не знал, а если знал, то забыл, так и то, о чем читатель вроде бы слышал, но не усвоил.
Причем рассказ о каждом важном историческом событии и его последствиях укладывается от силы в три страницы, а чаще в одну-две, будь то очерк об истории древнего театра или архитектурных стилях, о политическом устройстве полиса или вековой войне Афин и Спарты, о многовековом развитии древнегреческой мысли от Фалеса до Зенона, или о каждом античном герое, творце, мыслителе, даже о самых главных – мудреце Ликурге, политике Перикле, воине Леониде спартанском, императоре Александре Великом, драматургах Еврипиде и Аристофане, даже о самих богах, без которых в Греции и Риме не обходился никто и ничто.
И, несмотря на такую лапидарность, ощущения, что автор несется галопом по Европам, никоим образом не возникает. Напротив, чем сложнее тема, тем интереснее читать.
Об античности написано множество книг. Есть среди них и доступные для рядового читателя, к примеру, сочетающие фундаментальность изложения и хороший, неакадемический стиль труды американца Вила Дюранта, но преимущественно все-таки о древнегреческой культуре пишутся либо научные исследования, либо сухие учебники.
То, что сделал Гаспаров, аналогов, наверное, не имеет. Он объяснил школьнику цивилизации Древней Греции и Рима во всей их сложности, и так объяснил, что от книг его невозможно оторваться. Их читаешь с большим интересом (не говорю уж о пользе!), чем самый крутой детектив, а прочитав, открываешь заново, как бы для того, чтобы уяснить пропущенное, увлекаешься и перечитываешь без отрыва с прежним удовольствием. А через пару лет возвращаешься к книге о Греции вновь – она не отпускает вас. И, пожалуй, как всякая настоящая классика, не отпустит никогда, заставляя вновь и вновь входить в этот дивный Древний мир, держа теперь под мышкой и другие о нем книги, может, менее интересные, но более подробные.
Конечно, всю античность во всех ее сложностях и тонкостях простому читателю освоить невозможно, но это не всем и нужно, а самое главное, то, из чего бьют родники поэзии Пушкина, театра Шекспира, скульптуры Микеланджело, откуда растет наша архитектура, живопись, политика, Михаил Гаспаров рассказал так, как никто никогда не рассказывал и, скорее всего, не расскажет.
««В Греции всё есть…»: Михаил Гаспаров о греческой культуре и римской цивилизации»
Год издания: 2023