Шевчук, Игорь Михайлович. На краю детства: стихи / ил. А. В. Ивойловой. – СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга; Детское время, 2014. – 82 с., цв. ил.
Шевчук, Игорь Михайлович. Педаль от огурца: стихи / ил. Н. П. Воронцова. – СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус, 2011. – 64 с., цв. ил. – (44 весёлых стиха)
Игорь Шевчук – очень известный и давно любимый малышами, да и взрослыми тоже, поэт, бард и сценарист. Кто не видел «Смешариков»? Кто не смотрел «Улицы разбитых фонарей»? Наверное, таких нет. Нравится или не нравится – другое дело, однако телевизор есть в каждом доме. Замечательно, когда в доме есть еще и книжный шкаф. А в нем – книги. А среди них прекрасно оформленные и, безусловно, соавторские альбомы (детские книжки теперь нередко именно альбомы) поэта и художника. Или иногда и наоборот – художника и поэта.
Сегодня я представляю вам два таких альбома Игоря Шевчука, приезжающего в Новосибирск на фестиваль «Белое пятно»-2022. Они абсолютно разные и по стихам, и по книжной графике, и даже по самому принципу создания.
Так, в первом из них, носящем название «Педаль от огурца», сногсшибательно смешно проиллюстрированном Николаем Воронцовым, мы встречаем Шевчука привычного, ироничного, беспрестанно играющего даже не со словами, а со смыслами, одним словом, истинного наследника обэриутов, причем не только Д. Хармса, но почти в той же мере и Н. Олейникова, в свою очередь, рожденных футуристами, недосбросившими-таки Достоевского с парохода современности.
Во втором же, кажется, уже не художник – соавтор поэта, а поэт – соавтор художника. Недаром, на обложке книги «На краю детства» рядом поставлены имена Игоря Шевчука и Саши Ивойловой. Вероятно, или идея исходила от художницы, или ее картины (а то, что мы видим здесь, - именно картины, а не картинки к тесту) настолько вдохновили издателей и поэта, что он написал по мотивам картин ряд стихотворений.
Важнее, однако, другое. Альбомы представляют поэта в разных ипостасях, показывают многогранность его творческой личности, а «На краю детства» открывает нам в юмористе и подлинного лирика, да еще и не чуждого философии.
Не пугайтесь громких слов. Философия – это любовь к мудрости, а мудрость – это то, как мы ведем себя друг с другом и с окружающим миром. И главный ее, философии, смысл – любовь.
И как же конце концов, оставив иронию для большой перемены, не вздохнуть с легкой грустью, окинув окоем с любовью к идущим тебе на смену, с уважением к тем, кто шел с тобой по жизни плечом к плечу, с преклонением, наконец, перед тем, кому на смену пришел ты сам, да просто ко всему миру Божьему, без которого и тебя не было бы…
«На краю детства» - удивительная книга еще и потому, что в ней в единую гармонию соединились трепетная юность живописи и зрелая мудрость поэзии, грусть и мечта, настоящее мира и его будущее, ибо детство, увы, так скоро преходящее, да еще и поторапливаемое нами по неразумию, это и есть настоящее будущее.
А стихи… Ну что ж, стихи, по моему глубокому убеждению, надо не разбирать на составные, а читать и перечитывать, причем именно глазами, даже тогда, когда вы и так знаете их наизусть. Ведь уж точно они отличаются от прозы тем, что обладают свойством, поражая ваше воображение сразу, на самом-то деле скрывать от вас до поры множество смыслов.
Ну а как они сделаны (а они, несомненно, не только «рождаются, как чувство или же закат» (А.А. Вознесенский), но еще и по-маяковски делаются, то есть вымериваются, скажем, ритмом шагов), - разговор отдельный и долгий. Здесь скажу лишь, что Игорь Михайлович Шевчук делает стихи мастерски, используя все богатство высокого профессионализма – метрическое разнообразие, полную, подчас неожиданную рифму, а равно и ее отсутствие, гиперболу и парадокс, а главное – мысль и музыку – музыку мысли, всегда точной, часто многогранной, порой неожиданной.
И – да, это, особенно в книге «На краю детства», не просто талантливые стихи, а самая настоящая поэзия, продолжающая векторы, заданные К. Чуковским и С. Маршаком, а в соавторстве с подлинными художниками открывающая и «пути незнаемые».
Вчитайтесь, вслушайтесь, вдумайтесь, вживитесь:
Красота
Всем известно,
что любой
Кот любуется собой!
Не фиалкой же,
простите,
Любоваться голубой?
Ведь душе твоей близка
Только килька и треска…
Но украдкой на подснежник
Ты посмотришь в полглазка.
И тихонько краем рта,
Подавив в себе кота,
Вдруг шепнёшь,
не удержавшись:
- Мяв, какая красота…
Невидимый фонарщик
Над сонными крышами так же, как встарь,
Незримый фонарщик засветит фонарь.
- Ты выдумщик!-
скажут родители мне, -
- То Солнце ключи уступило Луне
В вечерней
немой
вышине.
Но я-то ведь знаю, что в звездной дали
Кому-то есть дело до нашей Земли.
Фонарщик невидимый помнит о нас,
Выходит из дома в назначенный час -
Чтоб старый
фонарь
не погас...
Время
Куда наше ВРЕМЯ уходит от нас?
За годом – секунда?
За месяцем – час?
За ним не поспеть нам.
За ним не пройти.
Оно заметает следы и пути.
Оно убегает от нас навсегда!
В картины?
В машины?
В морщины…
Куда?
«Мысль, музыка и музыка мысли в книгах поэта Игоря Шевчука и художников Александры Ивойловой и Николая Воронцова»
Год издания: 2014