Дарья Доцук: голос боли

Доцук, Дарья Сергеевна

Доцук, Дарья Сергеевна. Поход к двум водопадам: повесть / ил. Н. Клименко. – М.: Детская литература, 2017. – 170 с., ил.
Доцук, Дарья Сергеевна. Голос: повесть. – М.: Самокат, 2917. – 192 с. – (Встречное движение)


Год издания: 2017
Рецензент: Распопин В. Н.

Друзья мои!

Сегодня я расскажу вам о двух повестях молодой, 1990 года рождения, писательницыd-002 (1) Дарьи Доцук, в последние годы завоевавшей признание и читателей, и критиков. Она – дипломант ряда литературных конкурсов, человек с активной гражданской позицией, известный блогер, но все это не главное. Главное же в том, что Дарья Доцук – талантливый, яркий, по-настоящему сильный писатель, честно размышляющий над тем, «что с нами происходит».

Эту формулу дал в 70-е годы прошлого века Василий Щукшин, но над тем, что с нами происходит, размышляли все большие русские писатели. Ныне, после многолетнего обморока безвременья русская литература вновь все чаще начинает обращаться к «проклятым» темам и неразрешимым вопросам – вопросам жизни и смерти, смысла и бессмысленности бытия, к тайнам личной и загадкам социальной психологии. Иначе можно сказать: в ряде случаев беллетристика вырастает в литературу.

Представляемые сегодня книги Дарьи Доцук - образцы именно такой беллетристики, непосредственно во время прочтения вырастающие в литературу. Первая – в меньшей степени, вторая – в полной мере.

Начнем с повести «Поход к двум водопадам». История любви и милосердия рассказана устами восьмиклассницы, то есть 14-15-летней девочки из провинциального городка. Героиню зовут Верой, как и множество других девочек городка, знаменитого тем, что в нем когда-то, то ли век, то ли полтора назад жила известная писательница-сказочница Вера Варламова. Она и до сих пор остается неким средоточием городской культуры и магнитом, притягивающим местных маргиналов от млада до велика. А маргиналы – люди, как правило, неустроенные в жизни, зато укорененные в заблуждениях, если, конечно, считать заблуждениями жизнь с книгой, неумение драться, способность прощать и старание понимать другого.

Героиня повести в полной мере обладает всеми этими качествами, отчего, как вы понимаете, жизнь ее нелегка – и дома, потому что живет она в отрыве от родителей, с бабушкой и дедушкой, и в школе, потому что школьная жизнь учащихся среднего звена нигде и никогда легкой не бывает, особенно для тихих подростков, тем более – для тех, кто живет с книгой и пробует себя в литературе. О них ведь так и говорят: подменяет реальную жизнь книжной.

Правильно ли говорят – решать это каждому самостоятельно, но если «нужные книжки ты в детстве читал», то сумеешь кому-то подарить то, чего никто другой не подарит. Что? Душу, сострадание, милосердие. Как раз все то, чем обладает героиня повести Дарьи Доцук, как и все мы ищущая любви и понимания и встречающая их совсем не там, где можно было бы ожидать.

d-03 (1)

А знаете почему? Потому, что человек, в особенности подросток – это почти всегда тайна, загадка даже для самого себя. Он может быть тонким и ранимым, даже если говорит девчонкам гадости, а мальчишек отпугивает кувалдами кулаков. Думаете, он сам об этом знает? До того, как попадет в экстремальную ситуацию – и не подозревает.

А чтобы создалась эта экстремальная ситуация, нужно прожить несколько одиноких лет, несколько лет непонимания окружающих и ответного сопротивления им, нужно, чтобы в одночасье умерла твоя молодая учительница – единственный человек в школе, способный тебя понять и разговаривать на равных, нужно набить шишек на теле и душе. Одним словом, нужно пережить свое детство, ведь далеко не у всех оно бывает счастливым и богатым.

Идеальна ли повесть Дарьи Доцук? Почти – потому, что с первых страниц автор создает эффект присутствия благодаря искреннему и талантливому рассказу от первого лица, а далее один за другим задает читателю мучительные вопросы, ответ на которые может дать только его, читателя, собственная жизнь. А еще «почти» - потому, что «подростковая повесть» кажется тесноватой для писательницы, жанр которой, несомненно, психологический «роман воспитания». И это в полной мере проявляется в другой книге – повести или маленьком романе «Голос».

Это книга о страдании столько же тела, сколько и души. Точнее о том, как страдание тела перерастает в страдание души, тем самым взращивая душу, а вместе с ней и ум – личность человека, отбрасывая, как ненужную шелуху, наши и родительские нелепые амбиции, наносную столичность, бездуховность престижных образований. Что же остается? Остается боль и страх и непреходящая борьба с ними. Борьба за выживание, в которой, если повезет, ты не будешь одинок, хоть с болью, страхом и смертью все равно будешь бороться один на один.

Так, обычная девушка-десятиклассница из престижной московской школы, в один непрекрасный день по пути на занятия пережила теракт, после которого ей пришлось учиться жить заново, а для этого стать героем, ведь война с паническими атаками, возникающими и разящими наши души и тела без предупреждения и милосердия, это воистину война не на жизнь, а насмерть.

В этой войне, однако, человек нередко побеждает – хотя бы уже потому, что воюет с противником один на один. В иных войнах, о которых Дарья Доцук рассказывает во вставных новеллах своего маленького романа, люди оказываются бессильны, а героизм – не более чем жертвен. Ужаснее всего, что социальная память человечества слишком коротка, мы забывчивы, особенно в юности, а в смерть любим поиграть, поглазеть на нее ненастоящую. Дарья Доцук включает нам запись голоса настоящейd-02 (1) смерти, настоящей боли и настоящего ужаса, а потом еще и заставляет порефлексировать над ними с помощью писателей-классиков, чьи рассказы обсуждаются несколькими маргиналами-старшеклассниками в созданном ими обществе книголюбов при районной библиотеке городка Кёнигсберга, то бишь Калининграда, куда вынуждена бежать из Москвы пострадавшая героиня «Голоса».

Сказанное, впрочем, нисколько не передает ни сюжета, ни содержания повести. Это вовсе не кинцо типа «Пункта назначения» и не пужалка в духе Стивена Кинга. Тут все всерьез настолько, что так и хочется перевернуть высказывание Льва Толстого о Леониде Андрееве: «Он пугает, а мне не страшно» - она, Доцук, не пугает, а нам оттого еще страшнее. Тем более что и написана книга очень сильно. Может быть, лишь чересчур сжато. Может быть – я уже говорил об этом, - коротка Дарье Доцук кольчужка повести. Но писательнице только тридцать лет. И впереди у нее вся жизнь и вся «даль свободного романа», в котором, можно верить, уживутся и дети, и взрослые, и боль, и радость, и счастье и горе, и жизнь, и смерть, и война, и мир.

Прочтите и перечитайте «Голос» - книгу высокую и честную. С ней в нашу литературу пришел настоящий серьезный писатель.

«Дарья Доцук: голос боли»
Год издания: 2017

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я