Горячий снег Юрия Бондарева

Бондарев, Юрий Васильевич

Бондарев, Юрий Васильевич. Батальоны просят огня. Последние залпы: повести / ил. В. Носкова // Бондарев Ю.В. Собрание сочинений: В 4 т. Том 1. – М.: Молодая гвардия, 1973. – С. 7 – 410.
Бондарев, Юрий Васильевич. Горячий снег: роман / ил. В. Носкова // Бондарев Ю.В. Собрание сочинений: В 4 т. Том 3. – М.: Молодая гвардия, 1974. – С. 7 – 386.


Год издания: 1973
Рецензент: Распопин В. Н.

Крупнейший русский советский писатель, фронтовик Юрий Бондарев прожил очень долгую 96-летнюю жизнь, написал десятки рассказов, множество публицистических статей, несколько повестей и романов, отличающихся друг от друга, пожалуй, толькоnb_20-636 по объему, но не по глубине творческой проработки и силе воздействия на читателя. Большая часть его крупных вещей с разным успехом экранизирована известными режиссерами, в том числе таким большими художниками, как Владимир Наумов и Владимир Басов-старший. Работа в кино увенчалась сценарием многосерийного киноэпоса «Освобождение», поставленного Юрием Озеровым в 1969 – 1971 гг. Пик творчества писателя пришелся на вторую половину 50-х – первую половину 80-х гг. прошлого века, когда он и создал свои лучшие книги.

Вот их череда по мере выхода в свет: «Юность командиров» - 1956; «Батальоны просят огня» - 1957; «Последние залпы» - 1959; «Тишина» - 1962 – 1964; «Родственники» - 1969; «Горячий снег» - 1970; «Берег» - 1975; «Выбор» - 1981; «Игра» - 1985.

Почти каждая из этих вещей расширяла границы возможного для советских писателей, поднимала планку правды о войне и мире, о человеке и системе. Так, например, повесть «Батальоны просят огня», рассказывающая о форсировании советскими войсками Днепра летом 1943 г., впервые в нашей литературе лоб в лоб сшибает истинных героев и армейских карьеристов и, главное, рассказывает о том, чего стоит героизм человеку, брошенному в пекло собственным командованием. Два батальона, форсировавшие Днепр и сумевшие закрепиться перед носом глубоко эшелонированной обороны немцев, остались без обещанной им огневой поддержки, потому что командование изменило стратегию наступления, по существу, отдав батальоны на растерзание противнику.

Да, в книгах Бондарева, как и в жизни, есть герои и злодеи, порядочные люди и карьеристы, но реальность советского бытия такова, что каждому из них приходится преодолевать себя, и особенно интересны отрицательные персонажи. Такие, как комдив Иверзев, полковник, в момент захлебнувшегося было наступления, самолично поднимающий солдат в атаку, а в финале повести вписывающий главного своего антагониста, капитана Ермакова, одного из пяти выживших в тех брошенных батальонах, в наградной лист. А ведь Ермаков – главный антагонист Иверзева, грубо бросивший ему правду в глаза.

Но правда у командира дивизии и у комбата – разные. А может быть, и та и другая не истинны. Вспомним библейское: «Что есть истина?» и поймем, что стоит за текстом повести, принесшей молодому писателю всесоюзое признание.

Именно «Батальоны…», помимо прочего, открывают нам основные мотивы всего будущего творчества Юрия Бондарева, которые можно определить как противостояние в аду героизма и приспособленчества, любви и ненависти, долга и страха, юности и гибели, жизни и смерти.

Эти мотивы полнее раскрываются в повести «Последние залпы», события в которой происходят осенью 1944 года на границе между Польшей и Чехословакией, где части Красной Армии окружили немецкую группировку, а словаки подняли восстание против нацистского режима. Немцы идут на прорыв в Словакию. Путь им преграждает батарея главного героя повести, 20-летнего капитана Новикова. Люди, прошедшие три военных года, уже чувствует скорую победу, уже мечтают о том, как вернутся домой: старики – к семьям, молодежь – к надеждам на будущее, к любви… А – надо воевать, погибать на чужой земле, за чужую свободу. Надо постоянно взрослеть, ведь ты – командир, ты отвечаешь за батальон, ты воспитываешь даже тех, кто годится тебе в отцы. И ты ведешь людей в ад, потому что другого пути у тебя нет. Ни у тебя, ни у той, кого ты любишь, хотя и не хочешь в это поверить.

Новикову удается спасти ее, но сам он ни до Берлина не дойдет, ни домой не вернется.

Да, надо погибать на чужой земле, за чужую свободу, это твой долг, русский солдат, это та истина, которую ты несешь миру. И эта та осмысленная, та славная гибель во имя, то разрешение самого главного конфликта в военном аду между героизмом и трусостью, даже не так – между беззаветным служением и попытками осмыслить то, что осмыслить невозможно – ад. Этот, самый главный конфликт показан в повести на примере морального противостояния капитана Новикова и лейтенанта Овчинникова – тоже героя (конечно же, героя, а не злодея!), не выдержавшего адского девятого вала и погибшего бесславно.

nb_20-637

Лучший фронтовой роман Юрия Бондарева, «Горячий снег», возвращает нас в декабрь 1942 года, в обмороженные степи под Сталинградом, где артиллеристы под командованием трех сокурсников по артучилищу, лейтенантов Дроздовского (командир батареи), Кузнецова и Давлатяна (командиры взводов) в течение суток сдерживают атаки танковых дивизий Манштейна, прорывающихся на помощь окруженным в районе Сталинграда войскам фельдмаршала Паулюса. Это реальное историческое событие, как и само сражение, описанное в романе.

По этому роману, как я уже сказал, лучшему из фронтовых вещей Бондарева, поставлен Гавриилом Егиазаровым и наиболее сильный фильм, с участием Г. Жженова, Б. Токарева, Н. Еременко и многих других крупных советских актеров. В картине превосходно отражен фронтовой быт и военный подвиг советских солдат, то есть адекватно переданы формальные признаки «лейтенантской прозы», одним из главных и лучших представителей которой был как раз Ю.В. Бондарев. Но, к сожалению, за кадром – разумеется, по причине цензурных ограничений, - осталось самое главное в романе: противостояние офицерских честолюбий, жестокая борьба за женщину, внутреннее, скрываемое зачастую даже от самого себя противостояние страдающего от физической и душевной боли генерала Бессонова верховной власти, противостояние героев книги одновременно душевному аду и аду танковой бойни, разразившейся в горячем снегу на поверхности искореженной, сожженной, развороченной и насквозь промороженной тридцатиградусным холодом земли.

Роман, мощнейший и взахлеб читающийся, один из нескольких самых сильных во всей советской военной литературе, несомненно, намеренно, наглядно отсылающий нас к инфернальной части бессмертной поэмы Данте, в переводе на язык кино получился скорее просто еще одной героической историей о беспримерном мужестве советских солдат. Он очень качественно снят и хорошо сыгран, особенно Георгием Жженовым. Но, к сожалению, и только.

Я говорю об этом для того, чтобы вы читали первоисточники. Любая, самая подробная экранизация – не более чем версия, по определению, вторичная.

Книги же Юрия Васильевича Бондарева, можно не только с восторгом читать, но и с пользой перечитывать, и мы, надеюсь, к его творчеству еще не раз обратимся, чтобы познакомиться уже не с фронтовыми его повестями, но с более поздними и, пожалуй, все-таки главными романами писателя, в которых прослежены судьбы тех, кто с войны вернулся, кому предстояло становиться заново и жить, совершать свой выбор в тишине, нося в груди осколки ада, а в жилах – горячий снег давно закончившейся, но не прошедшей войны.

«Горячий снег Юрия Бондарева»
Год издания: 1973

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я