С чего начиналась «лейтенантская проза»: первая книга Виктора Некрасова
Виктор Платонович Некрасов (1911 – 1987) – дворянин, архитектор, актер, участник Сталинградской битвы и освобождения Одессы, воевал на Украине и в Польше, под огнем восстанавливал разрушенные мосты и переправу через Западный Буг, награжден боевыми орденами и медалями. Русский писатель, родился в Киеве, умер в Париже, в эмиграции. Изящный человек, умница, шутник. Личность с несгибаемым стержнем совести. Помимо самой знаменитой книги о сталинградской битве, нескольких повестей («Кира Георгиевна», «Маленькая печальная повесть»), автор многочисленных книг путевых очерков («Саперлипопет, или Если бы да кабы, да во рту росли грибы», «Записки зеваки», «По обе стороны океана») – вероятно, самого лучшего, наряду с первой вещью, из того, что он написал.
Вехи общественной деятельности писателя, которые нельзя обойти вниманием, это борьба за установление памятника жертвам холокоста в Бабьем Яру и извлечение из общественного забвения киевского дома Турбиных – героев романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Кроме того, по его проекту еще до войны была построена лестница на Аскольдовой могиле; также Виктор Платонович – автор первого памятника в Сталинграде на могиле командиров, погибших в боях за Мамаев курган.
И все же главное дело Виктора Некрасова – литература, и прежде всего его первая повесть «В окопах Сталинграда». Почему так? Почему эта небольшая книжка, написанная неопытным еще литератором, в которой совершенно очевидно влияние Ремарка и других западных писателей «потерянного поколения», книжка, в которой долгая экспозиция с отступлением и прифронтовой неразберихой как бы и не предопределяет дальнейшего развития сюжета, с закреплением на сталинградских улицах и заводах, с тяжелейшими нескончаемыми мелкими кровопролитными боями на Мамаевом кургане, а сам сюжет рассыпается на отдельные эпизоды, не будучи скреплен жесткой нитью логического развития, - почему же эта книжка так сильно повлияла на последующую военную литературу, была переведена на десятки иностранных языков и до сих пор читается с неослабевающим интересом, запоминается навсегда и, более того, перечитывается, открывая глубины, не постигнутые при первом прочтении?
Потому, что до Некрасова никто в Советском Союзе так о войне не писал – правдиво и не патетично, не поминая всуе Сталина, партию и даже народ и родину, не призывая то и дело «ни шагу назад», в общем, даже не столько рассказывая, сколько показывая отдельных, очень разных – простых и интеллигентных - людей, вырванных из реальной жизни, оторванных от собственных дел, интересов, семей и брошенных в мясорубку войны, где они обречены погибнуть – случайно или героически, или победить. Именно обречены. Это определяющее слово, и в этой, чаще всего героической обреченности – суть «лейтенантской прозы», начало которой положила повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».
Хороша эта вещь прежде всего деталями военного быта и портретами персонажей, обычных, так и хочется сказать – «маленьких» людей: командира морских разведчиков Чумака, или пехотинца Валеги, чем-то напоминающего Василия Тёркина и исполняющего обязанности денщика героя-рассказчика, или комбата Ширяева, или математика, интеллигента, еврея Фарбера (блистательно сыгранного в экранизации повести молодым Иннокентием Смоктуновским), и не-героев: особиста Абросимова, дезертиров Калужного и Сидоренко. Это всё совершенно живые люди, ожившие литературные портреты, которые Виктор Некрасов умел создавать как никто другой в нашей литературе. Он был вообще и прежде всего именно мастер детали. Он замечал и изображал то, что люди и литераторы обыкновенно оставляют без внимания, оттого, конечно, так хороша его путевая эссеистика.
Путь к читателю первой повести Некрасова не был усеян розами, однако она понравилась Сталину, наградившему ее премией собственного имени. Так состоялся в советской литературе талантливейший писатель Виктор Некрасов, так его первая повесть «В окопах Сталинграда» породила литературное направление «лейтенантская проза», поскольку авторами этой прозы стали молодые писатели, преимущественно завершившие войну в звании лейтенантов, а заодно и пренебрежительное клише, проштемпелеванное на этом направлении неблагожелательной критикой, обслуживающей интересы партийной бюрократии, – «окопная правда».
Именно о лейтенантской прозе и об окопной правде с ее изнуряющим бытом, вшами, нечистотами, кровью и слишком часто бессмысленными смертями молодых здоровых людей, - правде о том, как из маленького человека вырастает герой в обстоятельствах, к героизму не предрасполагающих, в основном мы и будем говорить в дальнейшем, ибо в рамках этого направления и было создано почти все лучшее в литературе и кинематографе, посвященных Великой Отечественной войне.
«В окопах Сталинграда»