Олкотт, Луиза Мэй. Маленькие женщины замужем: повесть / пер. с англ. А. Иванова, А. Устиновой, А. Шараповой // Олкотт Л.М. Сестры Марч. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2011. - С. 271 - 501. - (Дорога к счастью)
Олкотт, Луиза Мэй. Маленькие мужчины: повесть / пер. с англ. А. Рождественской, А. Лившица; ил. А. Власовой. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2013. - 320 с., ил. - (Мировая книжка)
Примерно месяц назад мы познакомились с романом американской писательницы XIX века Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Сегодня мы продолжаем разговор о ее творчестве и сериале о сестрах Марч.
Если вы успели не только прочитать «Маленьких женщин», но и посмотреть экранизации этой книги, то, должно быть, поняли, что история, рассказанная в фильмах, не заканчивается, как в романе, возвращением отца героинь с фронта, а продолжается еще долго - вплоть до ранней смерти одной из девушек и далее, до замужества трех сестер. Таким образом, вторая половина всех экранизаций рассказывает содержание второго романа сериала - «Хорошие жены», или, в переводе, с которым я вас знакомлю сегодня, «Маленькие женщины замужем». Этот перевод менее искусен, нежели перевод И. Бессмертной, но вполне добротен, так что знакомиться с лучшими книгами Олкотт можно и по данному изданию.
Роман «Хорошие жены» по уровню почти не уступает «Маленьким женщинам». Очаровательные подростки в нем выросли, уступив место влюбленным молодым людям, но все же рассказывается в книге не только о стремлении к замужеству, но прежде всего о поисках собственного пути в жизни. Очень рано обрывается этот путь у больной девушки Бет, и страницы, рассказывающие об обреченной борьбе Джо за жизнь младшей сестры и тихом, мужественном уходе Бет, исполнены поистине высокого трагизма.
Путь старшей сестры, Маргарет, - это жертвенная жизнь матери семейства, всю себя отдающую мужу и детям. Путь Джо (Джозефины) - творчество: она будущий педагог и писатель, именно поэтому ей больше, чем кому-либо из сестер необходима свобода, ее простор и ветер. Но, воспитанная в прекрасной дружной семье, Джо одновременно стремится и к свободе, и к домашнему очагу. Удастся ли ей построить свою жизнь в соответствии с этими взаимоисключающими стремлениями? Об этом расскажет третья книга сериала. Но прежде, чем переходить к рассказу о ней, необходимо вспомнить о младшей сестре, Эми, с детских лет подававшей надежды как рисовальщица. И о соседском юноше, Лори, влюбленном в Джозефину.
Судьба нередко выписывает зигзаги, к котором не готов никто. Женский роман как жанр (а именно к этому жанру относятся сочинения Луизы Олкотт, как - не удивляйтесь! - и многие другие книги, даже приключенческие, фантастические и детективные, например, все толстые романы о Гарри Поттере, начиная с четвертой книги сериала), так вот, женский роман отличается от романа мужского не тем, что почти всегда завершается хэппи-эндом, а тем, что последний стандартно мыслится как удачный брак. Луиза Олкотт в «Хороших женах» и особенно в следующей книге, «Маленьких мужчинах», показывает читателю несколько вариантов удачного брака. Самый удачный и самый банальный совершает как раз младшая сестра, хорошенькая и всегда себе на уме Эми. Ее способные ручки достичь уровня высокого искусства, увы, не смогут, зато смогут притянуть и удержать навсегда Лори. А что же Джо?
А Джо полюбит человека, намного ее старшего, вместе с которым организует интернат для мальчишек из бедных семей или сирот, в котором, однако, будут жить и учиться и дети сестер Джо, то есть ее племянники и племянницы. О том, как все они - дети, подростки и взрослые, - уживались друг с другом, о том, как шалили, играли, выручали друг друга, как росли и мужали отчаянные мальчишки отчаянной Джозефины, почти буквально ставшей полутора десяткам подростков родной матерью, рассказывает, несомненно, автобиографическая, как и весь цикл о сестрах Марч, повесть «Маленькие мужчины». Она ведь рассказывает о том, что Луиза Олкотт знала доподлинно, по своему опыту, и Джозефина - ее литературное воплощение, хотя сама писательница никогда не выходила замуж и воспитывала детей своих сестер.
Эта повесть тоже экранизирована канадскими телевизионщиками, но в данном случае ни советовать, ни не советовать телесериал вам не могу, так как сам его не видел. А вот книжку прочитать советую. Она симпатична и сама по себе, и как альтернативный вариант «Маленьких женщин», а главное - как одно из ранних обращений мировой литературы к теме общественного воспитания беспризорных детей, полнее и лучше всего развитой в советской литературе, прежде всего Антоном Семеновичем Макаренко (в больших повестях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях») и Леонидом Пантелеевым в сотрудничестве с Григорием Белых (в книге «Республика ШКИД», а также в дополняющих ее «Шкидских рассказах»).
Все эти вещи и строятся примерно одинаково: от создания школы до приключений и судеб ее учеников. В этом признается и сама Луиза Олкотт, сообщив в начале «Маленьких мужчин», что эта книга не имеет ни начала, ни конца, а представляет собой скорее пестрое собрание приключенческих рассказов. Тем не менее, читать их интересно и полезно, потому что во всех и в каждом из юных дичков на наших глазах прорастают люди. Одни, что называется, Люди с большой буквы, другие - обыкновенные наши соседи, в которых хорошего и плохого намешано поровну. Но тем интереснее следить за тем, какая же чашка весов все-таки перевесит. И чего это стоит педагогам, в данном случае Джозефине и ее мужу, профессору Фридриху Бэру, когда после долгих колебаний чаша добра все-таки оказывается тяжелее.
И, в сущности, повесть «Маленькие мужчины», а вместе с ней и весь цикл о сестрах Марч, заставляет нас, затаив дыхание, следить за колебанием этой житейской чаши весов, рассказывая о том, сколько стоит добро и сколько стоит зло, а равно и о том, чего она стоит не в сказке, а в жизни - победа добра.
«Любимые книжки наших пра… Часть вторая»
Год издания: 2013