В последние годы популярная "молодогвардейская" серия "Жизнь замечательных людей" (совсем недавно вышел юбилейный тысячный том) все больше пополняется произведениями зарубежных авторов. Ранее я рассказывал о "Клеопатре" француженки Ирэн Фрэн и о "Ленине" англичанина Роберта Пейна. Сегодня расскажу о жизнеописании Чингисхана, принадлежащем перу известного французского историка-востоковеда Рене Груссе (1885 - 1952), вышедшем на языке оригинала в 1944 г.
Эта небольшая, написанная довольно живо, однако читающаяся нелегко из-за обилия географических подробностей, книжка интересна широкому российскому читателю уже хотя бы потому что, во-первых, не так уж много он, широкий российский читатель, имеет одновременно серьезных и доступных текстов о ближайшем своем соседе, с которым его связывает долгая и отнюдь не всегда благостная история взаимоотношений, во-вторых, потому что ему, широкому российскому читателю, более прочих любопытны именно харизматические лидеры, обладающие ярко выраженным имперским сознанием, ибо, хочет он в том признаваться или нет, ему самому, как сказал Иосиф Бродский, "...выпало в империи родиться", и потому империи и императоры всегда останутся для него болевой точкой, будь он даже самый отчаянный демократ.
Чингисхан же - ярчайший харизматический лидер средневековья, лидер именно с четко выраженным имперским сознанием. Причем из тех, кого по заслугам именуют не тиранами, а справедливыми властителями. Таким, во всяком случае, представляет Темучжина французский историк, и автор кое в чем не согласного с точкой зрения Груссе послесловия к книге, российский востоковед А.С. Желязняков, в целом облик героя, воссозданный французским историком на основе кропотливого изучения эпохи, не оспоривает.
Железняков не согласен с Груссе больше в плане общей оценки монгольских завоеваний как однозначной трагедии непонимания (и столь же однозначной невозможности понимания) друг друга оседлой и кочевнической культурами, не согласен с тем, что взаимоотношения этих цивилизаций полярны и ничего, кроме разрушительного противостояния друг другу, не приносят. Автор послесловия предлагает взглянуть на ситуацию не только с точки зрения типичной европейской, так сказать, "сверхоседлой" культуры, к которой безусловно принадлежит Р. Груссе, но и с позиции самих монголов, а еще того интереснее - с точки зрения буферной цивилизации, к которой принадлежим и мы с вами.
Однако главный интерес представляет все-таки не послесловие и даже не завершающее книгу приложение, в котором даны фрагменты текстов современников Чингисхана - персидского историка Джувейни, итальянского путешественника Джованни дель Плано Карпини, французского монаха и дипломата Гильома де Рубрука, живо рассказывающих о быте и нравах чингисханова народа. Главный интерес представлет на глазах читателя проявляющийся художественный портрет самого Темучжина, властителя мудрого, сурового, справедливого, властителя, создавшего не только "азиатский Рим" на месте богом забытого степного пастбища, но и самого себя - Повелителя Вселенной - из обреченного почти на верную гибель сынишки отравленного татарами мелкого князька.
Книга Рене Груссе больше всего напоминает не историко-художественное литературное исследование, а медлительный и в то же время взрывной восточный кинофильм, в котором роскошные степные, пустынные и горные панорамы сменяются сверхкрупными планами деталей непривычного европейскому глазу быта, а грандиозные батальные массовки - глубокими психологическими и драматическими портретами персонажей. Последние принадлежат "делам давно минувших дней", дней, слишком далеких от нас, почти мифических, и потому особенно сложны для портретирования, для нашего представления.
С портетом, однако, художник справляется, равно как справляется и с жанровым полотном. В этом ему немало помогает замечательно подобранный альбом иллюстраций. Общая мозаика, которую складывает Рене Груссе, состоит главным образом из камешков, явленных в трех древних источниках: собственно монгольском эпосе, трудах китайских и персидских летописцев. Первый представляет Чингисхана богоподобным властителем, второй видит в монголах соперников и в какой-то мере наследников, третий - безжалостных врагов-варваров, уничтожающих на своем бессмысленном пути все живое и разумное.
Несмотря на то, что автор неоднократно подчеркивает свое безусловное восхищение личностью Чингисхана, читателю облик завоевателя представляется неоднозначным. Темучжин и умен, и добр к преданным ему друзьям, и мстителен, и злобен к предателям, и справедлив к тем, кто не встает на его пути с оружием в руках, и мудр настолько, что способен если не принять, то прислушаться к словам мудрости, обращенным к его вниманию со стороны даже и недоброжелательной.
Многие страницы книги рассказывают о мудрости Покорителя Вселенной (иные, конечно же, намеренно напоминают вечные сюжеты и мотивы, например, о стрелах, которые легко сломать поодиночке и невозможно сразу несколько), и эти страницы, пожалуй, представляют больший интерес, нежели те, что повествуют о чингисхановых завоеваниях, о знаменитых конных атаках монгольской "тьмы", постепенно и поэтапно накрывшей полмира. Ибо - сколь бы ни был исторически и географически подробен рассказ Р. Груссе о становлении монгольской империи - главным образом это все-таки рассказ именно о Чингисхане, иными словами - о пресловутой роли личности в истории.
Вероятно, другой такой личности монгольская империя не знала. Тем не менее чрезвычайно интересно было бы, я думаю, широкому российскому читателю, не пускаясь в изучение архивной пыли и не закапываясь в трудночитаемые научные труды или всегда скучные учебники, прочесть о том, что же было дальше с нашими соседями и с нашими предками. Прочесть не у В. Яна (которому, конечно, честь и хвала), но у более серьезного и менее политизированного, то есть объективного и желательно зарубежного писателя-историка. Прочесть в новой ЖЗЛ-ной книге, которая называлась бы, например, "Батый". А что, может быть, и дождемся таковой от "молодогвардейцев"?..
Примечание. Книга Рене Груссе "Чингисхан: Покоритель Вселенной" предоставлена для рецензии библиотекой первой новосибирской гимназии.
«Чингисхан: Покоритель Вселенной»
Год издания: 2000