Магия реальности. Как наука познает Вселенную

Докинз, Ричард
/ пер. с англ. П. Бунтмана; ил. Д. Маккина. – М.: АСТ; Corpus, 2016. – 272 с., цв. ил.
Год издания: 2016
Рецензент: Распопин В. Н.

«Реальность – это все, что существует»
 
 
Блистательное учебное пособие, написанное знаменитым ученым и популяризатором науки, роскошно изданное, изумительно проиллюстрированное почти столь же знаменитым художником, бесспорное для материалистов, вряд ли приемлемое для верующих, то есть в высокой степени спорное, хотя и рассказывающее в основном о вещах, для позитивистов бесспорных. Тем интереснее его читать и рассматривать. Тем интереснее его предлагать учителю и учащемуся в качестве дополнения к всегда скучным школьным учебникам.
 
Впрочем, есть одно «но». В качестве другого дополнения к учебникам, а заодно и к убойно материалистическим взглядам Докинза, отчетливо высказанным в «Магии реальности» (а равно и во всех других книгах ученого), неплохо было бы предложить учителям и учащимся какую-нибудь, желательно близкую по уровню авторского мастерства и художественного оформления, книгу альтернативного характера – глубоко религиозного и в то же время открытого новым знаниям. Впрочем, со времен отца Александра Меня, авторов, на такие книги способных, кажется, нет, во всяком случае, у нас.
 
Что же касается «Магии реальности», то ее читать – сплошное удовольствие, хотя бы уже потому, что она, во-первых, рассказывает обо всем живом (что естественно – автор выдающийся биолог и этолог): от протона до теории Большого взрыва, от пра-рыбы до человека разумного, от мифологии до плитотектоники, а, во-вторых, рассказывает завораживающе интересно, понятно и коротко. Биология, химия, физика, астрономия, литература, история, мифология, примеры из собственной жизни – перед нами настоящая детская энциклопедия в авторском исполнении. Мало того, все разнообразие тематики подчинено здесь одной теме, заявленной в названии, теме магии реальности. Ибо реальность, а стало быть, и наука, по убеждению автора, куда более интересны, загадочны и волшебны, нежели все те фокуснические истории, что выдуманы религиозным сознанием. И – опять же по автору – не знать чего-то куда интереснее, чем во что-то верить, ведь не знать отнюдь не значит: не узнать никогда.
 
Так, от Фалесовой рыбы Докинз проводит юного читателя невероятно огромным путем миллиардолетий до сегодняшнего человека, и подталкивает нас в еще более невероятный путь от сегодняшнего человека к закату и концу не только Солнечной системы, но и самой Вселенной, ибо все в этом мире конечно. Начавшись Большим взрывом, Вселенная кончится когда-то, но кончится ли мироздание?
 
Кто может дать ответ на этот вопрос? Человек ли? Представитель ли иной, куда более могущественной цивилизации? Научная ли фантастика, с которой наука то сливается, то расходится, как любящая пара чересчур уж темпераментных людей?..
 
Так и хочется дойти в безответном вопрошании до конца: Господь Бог, в которого Докинз не верит и которому отказывает в существовании, поскольку вообще не верит в чудеса, тем самым приравнивая религию к мифологии?
 
Если же не требовать от автора отгадок вечных загадок и тайн бытия, не раскрываемых никакой наукой, да благодаря которым, по сути, до сих пор существуют и наука, и само человечество, а может быть, и мироздание, если просто следовать за разматываемым им волшебным клубком знаний, не удивляясь резким переменам тематики от главы к главе, мы получим не только ясные представления о том, кто есть мы сами и что окружает нас от века, но и подлинное удовольствие как бы самостоятельного открытия мира.
 
Вот это ощущение самостоятельности постижения бытия, испытываемое читателем по мере продвижения от начала книги к ее концу, и есть самое главное в «Магии реальность», то бишь - сама магия, но она-то как раз и опровергает, по-моему, атеистическую идеологию автора, ибо мало кто может столько знать, еще реже знающий сумеет так рассказать, и почти никто не может таким же образом заворожить читателя, заставить его поверить в то, что он сам только что совершил все эти открытия и увидел все видимое мироздание воочию. И не наукой эта магия создана, а художественным даром Ричарда Докинза, точно так же, как полвека назад создавалась научно-популярная библиотека Айзеком Азимовым, другим мудрецом и волшебником слова. А художественный дар – тайна ничуть не меньшая, нежели само мироздание, поскольку именно он, художественный дар, умеет донести все это волшебство до нас с вами.
 
И кто стоит за ним, и почему этот дар столь редок среди такого обилия живущих на земле его потенциальных носителей – вопросы суть не менее интересные и неразрешимые, нежели Большой взрыв, разбегающиеся Вселенные или прогнозирование землетрясений.
 
К бесконечной череде размышлений подталкивает читателя книга Ричарда Докинза. И в этом, возможно, заключается главная задача автора, начинающего каждую главу пересказом древних мифов, а далее развенчивающих их с позиции современной науки.
 
Однако же читать книгу можно и не всю подряд, а главами, и не из интереса, а для другой цели: понять то, что вы не поняли из учебника или объяснений учителя на уроке. Докинза не понять невозможно. И написал он много. Что именно, смотрите в «Википедии»:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B7,_%D0%A0%D0%B8%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%B4.
 
С «Мифологии реальности» надо лишь начинать, как все мы начинаем с обучения в школе, а университеты – впереди.
 
 

«Магия реальности. Как наука познает Вселенную»
Год издания: 2016

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я