Авантюрная, романическая биография Марии Игнатьевны Закревской-Бенкендорф-Будберг известна читателю прежде всего из книги Н.Н. Берберовой "Железная женщина". Эту книгу следует прочесть (если почему-либо она до сих пор оставалась вне поля вашего внимания) всем, кого заинтересует после моей короткой рецензии очерк Вадима Баранова.
Автор "Беззаконной кометы" (в названии использована пушкинская метафора из стихотворения, посвященного прабабушке героини, Аграфене Федоровне Закревской) - известный, а в последнее десятилетие и весьма популярный нижегородский литературовед, специалист по Горькому. Его перу принадлежит много интересных статей, публиковавшихся не только в специальных, но и в общедоступных изданиях, а также книга "Горький без грима. Тайна смерти", вышедшая в том же издательстве "Аграф" несколькими годами раньше. И очерк В. Баранова о Муре Будберг во многом опирается на предыдущую книгу автора, скорее же всего прямо продолжает ее (говорю предположительно, поскольку, к сожалению, не смог пока что познакомиться с "Горьким без грима").
Вадим Баранов - пожалуй, главный адепт версии о насильственной смерти Горького, учиненной отнюдь не врачами-вредителями, а самим Сталиным. Разумеется, Хозяин не собственноручно отравил великого писателя. О том, кто конкретно осуществил эту акцию и почему, - рассказывает рецензируемая книга, любезно предоставленная мне для этого отклика сотрудниками библиотеки первой новосибирской гимназии.
Как ясно уже из подзаголовка, тяжело больной, по сути умирающий Горький для верности был по заданию Сталина отравлен его последней любовницей, женщиной действительно яркой, неординарной, переходившей из объятий различных разведок в объятия крупных писателей. Сталину его смерть была необходима для того, чтобы без помех (а всемирно известный гуманист Горький, безусловно, не смолчал бы в ответ на задуманные Хозяином кровавые политические процессы второй половины 30-х гг.) уничтожить возможных соперников; Муре Будберг, по рукам и ногам связанной как двусмысленными отношениями с целым рядом сильных мира того, так и службой одновременно двум (а то и нескольким) господам, - чтобы спасти собственную жизнь.
Так, во всяком случае, аргументирует автор версию смерти великого писателя. Таковой и рисует отечественную Мату Хари. Мария Игнатьевна Будберг, согласно Вадиму Баранову, не шпионка класса Зорге или Филби, а профессиональная поставщица "куда следует" сведений об умах и настроениях, вынужденная в роковой момент истории к совершению акта, в целом ни ей как личности, ни ее "деятельности" не свойственной.
В общем, версия В. Баранова (кстати сказать, не разделяющего популярного мнения об убийстве других знаменитых русских литераторов, например, Маяковского и Есенина) выглядит достаточно убедительной, настолько, насколько вообще может выглядеть убедительной любая подобная, в принципе недоказуемая версия. А посему читатель с полным правом может согласиться с автором, или не согласиться. Но прочитает книжку с интересом, поскольку написана она весьма живо и, помимо авторского очерка, содержит занимающие примерно половину объема, даваемые в приложении и откомментированные В. Барановым (естественно, с собственной позиции) очень интересные документальные материалы, среди которых, помимо откликов современников на смерть Горького, особенно любопытными мне представляются посвященные Муре лирические, а пожалуй, и патетические фрагменты автобиографии Герберта Уэллса (перепечатаны из журнала "Иностранная литература", 1999, N 11), другого великого писателя, в чьи объятия перекочевала "железная женщина" после смерти (по Баранову - убийства) первого.
Разумеется, достаточно объемный, в две с половиной сотни страниц, собственно авторский очерк, сообщает не только о взаимоотношениях Будберг с Горьким (точнее все же - Горького с Будберг, потому что именно Горький - заглавный герой книги, его личность, его судьба, его трагедия являются подлинным предметом интереса В. Баранова, да и нашего с вами ведь тоже, не так ли?), но дает потрет "железной женщины", так сказать, на фоне эпохи: от Блока до Арагона.
Таким образом, вместе с известной и уже упоминавшейся биографий Будберг, написанной Н. Берберовой, книга В. Баранова составляет (для широкого читателя) своеобразную дилогию, дающую, насколько это сейчас возможно, полное представление о женщине незаурядной, однако никак не героической. Вкупе же с "Горьким без грима" "Беззаконная комета", по всей видимости, составляет другой, куда более значительный и трагический портрет - портрет истинного героя недавнего минувшего (минувшего ли?) времени, рядом с которым изображение неординарной Муры Будберг оказывается на законном месте - в тени.
«Беззаконная комета: Роковая женщина Максима Горького»
Год издания: 2001