Сказания земли Уральской
Лаврова, Светлана Аркадьевна
/ ил. Е. Колеватых. – Екатеринбург: Сократ. – 112 с., цв. ил.
Год издания: 2016
Рецензент: Распопин В. Н.
Я подарю тебе Урал
Говорят: дарёному коню в зубы не смотрят. А как быть с подаренными книгами, особенно с такими оригинальными и яркими, как «Сказания земли Уральской» Светланы Лавровой? Просто поставить на полку под стекло, да лучше во второй ряд, чтоб кто-нибудь не зачитал?
Но ведь для того, чтобы понять, что именно хранишь ты за стеклом, надо книгу прочитать, а если она того заслуживает, и перечитать, да, может, и с карандашом в руках, иначе говоря – поработать с ней как следует, пусть даже после того она и потеряет свой первоначальный товарный вид.
Обращали ли вы внимание на то, что самые лучшие книги в библиотеках товарного вида не имеют, они потёрты, потрёпаны, а то и растрёпаны, ведь их не раз читали, перечитывали и даже делали заметки на полях…
Именно такое желание – читать, перечитывать, использовать поля для собственных замечаний – возникает у меня
каждый раз, когда я открываю книжки non-fiction, написанные Светланой Лавровой.
О замечательном мастерстве екатеринбургской сказительницы, исполненном глубоких и разнообразных знаний, а также тонкой лирической иронии, я уже не раз писал в обзорах и рецензиях. Прочитать эти статьи можно здесь:
/index_b.php?text=504 и здесь:
/index_b.php?text=505.
В начале сентября 2016 года Светлана Аркадьевна приезжала в наш город, встречалась с читателями и библиотекарями и оставила нам в подарок свою новую отличную книжку, о которой и пойдет далее речь.
«Я подарю тебе Москву, приезжай», - пел в свое время Гарик Сукачев. «Я подарю тебе Урал», - могла бы сказать Светлана Лаврова, и, пожалуй, эта формула точнее всего определила бы ее разработку темы «малой родины», да и не только эту тему. Ибо Светлана Аркадьевна умеет рассказать так, что рассказ ее и рассказанное ею остается с тобой навсегда, становится твоим. Под ее клавиатурой (право, жаль, что теперь уже нельзя использовать такую лирическую формулу, как «под пером»!) любая тема - русский словарь или собрание пословиц, история путешествий или мир родного Урала – раскрывается, как цветной альбом, разматывается, как роскошная кинолента, расширяется и разветвляется ручьями вариаций, как музыкальное произведение, сохраняя при этом единство изложения, строгость избранного сюжета, заданную с первых строк логику построения книги.
Я уже говорил прежде, что невыдуманные истории Лавровой полонили меня раз и навсегда не только интеллектом автора, безошибочным выбором материала (то есть чисто скульпторским умением отколоть от мраморной глыбы все лишнее, высекая прекрасную статую), даже умением захватить внимание читателя учебным, в сущности, материалом, но – главное - сделать научно-популярный текст глубоко художественным.
В книжке, о которой я сейчас говорю, автор вновь рассказывает о своей «малой родине». Но теперь речь ведется об Урале не столько географическом или историческом, сколько об Урале мифологическом. Это - собрание мифов и легенд народов, издревле населяющих Урал (хантов, манси, башкир, удмуртов, коми-пермяков)- естественно, придирчиво отобранных из множества подобных историй самим автором и обработанных так, чтобы их смогли осмыслить и полюбить не только взрослые, но и самые юные читатели. Мало того, после каждой такой истории – космогонической ли, астральной, героической – автор дает собственный коротенький комментарий, часто юмористический, нередко лирический и всегда очень интересный, в котором представляет как бы обратную сторону только что рассмотренной монеты. В результате читатель получает если не исчерпывающее, то необходимое для каждого культурного человека знание о том, например, как представляли себе происхождение мира и людей, как переживали великий потоп, какими видели своих Прометеев, то бишь культурных героев уральские народы.
Начав наше путешествие с глубокой древности, мы вслед за сегодняшним Вергилием движемся вперед и вперед по хронологии, знакомимся с сочинениями Геродота, встречаемся с Иваном Грозным и Ермаком, с Петром Великим, Демидовыми и Строгановыми, любуемся красотой несчастной Авроры Шернваль, узнаём нечто любопытное о Льве Расторгуеве и Ефиме Артамонове (не родственниках, конечно, а лишь однофамильцах популярного певца и героя горьковского романа) – персонажами историческими, а равно и с мифологическими героями, давно знакомыми нам из литературных произведений, в частности, сказов П.П. Бажова, по чьим следам идут и не могут не идти все уральские писатели, ибо сама Хозяйка вручила ему клубок Ариадниной нити, а уж он проложил ту литературную тропу, без которой из уральских ущелий на свет Божий и не выберешься.
Миф в этой книге не то чтобы сменяется легендами и сказками или превращается в них, нет, все эти жанры, подобно уральским народам, сосуществуют, соседствуют, перетекают друг в друга, как радужные полосы - и раздельно и неразрывно. Так, собственно, и должно быть в хорошей книге об истории культуры, да ведь именно о ней, в сущности, и рассказывает во всех своих невыдуманных историях Светлана Лаврова, ибо именно культура и ее история есть истинная alma mater каждого настоящего писателя.
Спасибо Вам, Светлана Аркадьевна, за талант и труд, за дар, к которому трудно подобрать эпитет – ведь вы подарили нам, читателям, ни много ни мало как целый мир, умещающийся в одном коротком слове «Урал».
«Сказания земли Уральской»
Год издания: 2016
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я