Кащеи - ангелы - мы. Восхождение к человеку в новых и хорошо забытых книгах отечественных авторов. Часть 1

Рассказы старого книгочея

Кутерницкий, Андрей Дмитриевич. Упрямец: сказочные истории / ил. Е. Толстой. - СПб.: Детгиз, 2009. - 160 с., цв. ил.
Сапрыкина, Татьяна Валентиновна. Читалка: сказки и рассказы / ил. Ю. Мельничук. - Новосибирск: Изд-во "Свиньин и сыновья", 2010. - 296 с., ил.


Год издания: 2010
Рецензент: Распопин В. Н.

Будет буря: мы поспорим
И помужествуем с ней.
 
Н.М. Языков
 
 
    Здравствуйте, друзья мои!
    Вот и подошло к концу короткое сибирское лето, через несколько дней начнётся новый учебный год, а мы с вами используем редкий в этом августе погожий, пусть и прохладный день, для прогулки по любимому городу, во время которой и поговорим о новых и старых, но нисколько не устаревших детских книгах русских писателей.
    Все они, написанные для самых маленьких, или, напротив, для почти взрослых читателей, в сущности, рассказывают об одном - о том, как непросто стать человеком, дорасти, дотянуться до человека, даже если ты сказочный медвежонок, фантастический Кащей, молодая школьная учительница или начинающий поэт. Да-да, именно так: и школьным учителям, и поэтам, чтобы стать или оставаться человеком, надо ежедневно, постоянно изо всех сил стараться, тянуться ввысь, как тянется молодая трава к солнцу, надо, по гениальному слову великого поэта Александра Блока, "вочеловечиваться". Ежедневно и ежечасно. Неостановимо - как говорила Марина Цветаева. В противном случае - процесс этот, увы, обратимый - нам грозит расчеловечивание.
    Исходя из полного или, напротив, неполного понимания сказанного выше мы все и живём. И пишем тоже. Потому далеко не каждая книга даже талантливого автора становится явлением Литературы. Речь не о развлекательной беллетристике, а именно о Литературе, с её "проклятыми вопросами" и чеховским "по капле выдавливанием из себя раба".
    Мы уже не раз говорили с вами о том, что литература подобна океану - так же необозрима и столь же разнообразна. Надо лишь уточнить, что мы выбираем для себя - ласковый пляж в приятном соседстве с множеством отдыхающих, пропасти неизмеримых океанических впадин или, по слову поэта, "мужествование" в борьбе с бурей. Отдых и развлечения, конечно, дело приятное, но, согласитесь, восхождение требует немалого труда.
    Например, такого, какой приходится взвалить на себя медведю - герою, пусть и не слишком оригинальной, но, с другой стороны, и не в лоб нравоучительной, короткой и, я бы даже сказал, изящной сказки молодой новосибирской писательницы Татьяны Сапрыкиной "Каша", в числе многих других вошедших в её книжку "Читалка". В сказке рассказывается про то, как проснувшийся медведь почувствовал себя голодным и, не обнаружив в берлоге никаких съестных запасов, пошёл по соседям просить взаймы продуктов. Нет, не то чтоб соседи ему грубо отказывали, напротив, но всем им мешали немедленно оказать мишке услугу какие-то объективные причины. Приходилось ждать. Потом ждать надоедало, и медведь принимался соседям помогать. Как для того, чтобы поскорей получить желаемое, так и просто потому, что трудно ведь, например, маленьким ёжикам, у которых наш герой попросил варенья для каши, самим очистить ручей от нанесённого весенней распутицей мусора. Да и мусор-то разный бывает: одно дело пожухлые прошлогодние листья, а совсем другое - поваленные деревья. 
    Подобного рода сказок и сказочных историй, вроде бы и знакомых, но увиденных и рассказанных как бы с другой стороны, с неожиданным вывертом - нет, не сюжета, а скорее смысла происходящего, - в "Читалке" немало: очаровательная сказка про волчка, который приходит тёмной ночью к не спящей девочке, но вовсе не для того, чтобы ухватить её за бочок и утащить в дремучий лес, а - чтобы почитать ей на ночь книжку. Кстати сказать, подобный же постмодернистский выверт в данном случае осуществлён и иллюстратором книжки Юлией Мельничук, как бы перенесшей доброго волчка, читающего девочке книжку, из совсем другой сказки - про Красную Шапочку, так что читатель, знакомый с текстом Шарля Перро и, главное, с классическими иллюстрациями к нему, получает двойное удовольствие. И, коль скоро мы заговорили об оформлении "Читалки", необходимо добавить: все иллюстрации к ней очень хороши, сделаны в стилистике книжной графики классической советской эпохи, однако, если их внимательно рассматривать, скоро становится ясно, что, в сущности, они эту стилистику пародируют. В полном соответствии с тем, как и сами сказки Татьяны Сапрыкиной пародируют стилистику назидательной детской литературы, а заодно и мультипликации. Да и не только советской - так, например, "Школа поцелуев" и "Синие крыши" написаны как бы по мотивам европейских сказок, не говоря уж о "рамке" "Читалки" и, так сказать, её сквозной содержательной нити - историях про девочку Буковку и мальчика Матюшу. Сказать, какие именно книжки они пародируют, или сами догадаетесь?..
    Татьяна Сапрыкина - человек в литературном мире более-менее известный, во всяком Татьяна Валентиновна Сапрыкина случае, в Сети. Она входит в круг ближайших друзей и воспитанников популярного новосибирского беллетриста Геннадия Прашкевича и сейчас работает над пропагандирующим его творчество порталом. Ещё она ужасно любит фотографироваться, поэтому, запросив в сетевых поисковых её имя, вы непременно встретите не только несколько отзывов на её произведения и отсылок к текстам, но и десятки самых разных изображений этой милой дамы, сочиняющей милую прозу для самых маленьких и их мам, а также и для тех, кому отражения таки милее, чем оригиналы, то бишь для адептов пост-постмодерна. Но это в целом, по отдельным же частностям, как, я полагаю, мы уже убедились, за множеством этих солнечных зайчиков порой скрывается нешуточное содержание. Конечно, главной своей книги Татьяна Сапрыкина пока ещё не написала. Но может написать. И надеюсь, напишет.
    Другой сборник сказочных историй, о котором я хочу вам рассказать сегодня, называется "Упрямец". Сочинил его известный не только в России, но и за рубежом питерский прозаик и драматург Андрей Кутерницкий, а разрисовала - ярко и разноцветно - Екатерина Толстая. Петербург, помимо всего прочего, приморский, портовый город, и море - не только сквозная тема книжки, но, пожалуй, именно морские истории в ней самые лучшие и запоминающиеся. Они написаны прозой, но похожи на стихи. Таковы открывающий сборник рассказ про корабль, носящий имя "Ничего не бойся!" и рассказ, завершающий её, под названием "Ты справишься!", морские истории "Удивительная ночь" и "Однажды в синем заливе". Но и просто сказки, сказки, с морем непосредственно не связанные, не менее поэтичны, а порой мудры, как, например, заглавная и совершенно андерсеновская по духу сказка "Упрямец" - о будильнике, который не желал ходить. 
    В общем, сборник сказок и сказочных историй Андрея Кутерницкого - тоже, конечно, книжка постмодернистская, поскольку в основном пересказывает, или точнее - варьирует истории уже известные, и надо сказать - варьирует оригинально и талантливо. Так, сюжетообразующим толчком к уже упомянутой "морской истории" "Однажды в синем заливе", несомненно, послужила песенка Владимира Высоцкого "Жили-были на море..." - о любви двух морских кораблей, а замечательная сказка "Невидимый великан" - про муху, перенесшую слона через океан, - конечно, не что иное, как вариация на тему "Превращения" Франца Кафки. При этом каждая сказка или история, рассказанная Андреем Кутерницким, рассказана по-своему и именно для детей - доходчиво, недлинно и, конечно, поучительно. Но не нравоучительно. Иными словами, каждый текст в этой книжке - урок, но не тоскливый школьный, а смешной или героический, философский или лирический. Вообще-то говоря, такими бы должны быть и школьные уроки, только вот почему-то почти никогда не бывают. Может, именно поэтому испокон века книгочеи умудрялись и умудряются на скучных уроках читать под партой хорошие книжки - и ничего, вырастают и образовываются. И порой становятся настоящими героями - такими, как скромный портовый буксир "Воробей", отдавший свою жизнь ради спасения красоты, которая так никогда и не узнала о его жертвенной любви. Наверное, отличницей была...
Андрей Дмитриевич Кутерницкий    Лауреат премии "Заветная мечта", Андрей Дмитриевич Кутерницкий совсем недавно начал писать для детей, в основном же он пишет романы и пьесы для взрослых. Я ничего дурного сказать о них не хочу, но кажется мне, что именно детская литература - его подлинное призвание. В конце концов, знаменитый "папа" плюшевого медвежонка-поэта сочинял и рассказы, и пьесы, и детективы, и любовные романы, а остался-то в большой литературе только одной книжкой, которую написал для своего сынишки. Зато какой книжкой - "Винни-Пухом"!..
    Замёрзли?.. Что ж, давайте тогда прервёмся, а завтра встретимся вновь, чтобы поговорить подольше и о более серьёзных вещах. До встречи!
 

«Кащеи - ангелы - мы. Восхождение к человеку в новых и хорошо забытых книгах отечественных авторов. Часть 1»
Год издания: 2010

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я