М.: Молодая гвардия. - 520 с. ("Живая история: Повседневная жизнь человечества")
Не думаете ли вы, читатель, что до Петра Великого, ну, например, при царе
Борисе ("Хто царь? Бориска?!."), или, если не при Борисе, так при грозном царе
Иване, а коли не при нем, так хоть при Олеге или там Владимире Красном Солнышке
мы не пили горькую? Хотя при Владимире горькую еще точно не пили, что, однако,
не мешало нам и сладкой напиваться вдрызг и учинять всяческие безобразия... А
не думаете ли вы, читатель, что до Петра Великого (ну после-то уж точно - не
думаете!), мы с ней, проклятой, и с проклятым соседом, и с самим собой с похмелья
проклятым - не боролись? Еще как боролись - и словом, и делом даже, но... как
сказал в застойные (они ж - запойные) времена Михал Михалыч Жванецкий: "Это не
борьба, и это не результат!"
Последние слова Игорь Владимирович Курукин и Елена Анатольевна Никулина смело
могли бы поставить эпиграфом к своей превосходной книге - большими буквами на
отдельной странице. Действительно, и пьянство было всегда, и борьба с ним, и отсутствие
результата. Того, на который рассчитывали. Согласитесь, например, что и самые
отчаянные революционеры вряд ли хотели бы видеть в качестве результата то, что
в итоге получилось... Кстати, из рецензируемой здесь книжки можно узнать любопытную
вещь: оказывается падение империи Романовых в приснопамятном одна тыща девятьсот
семнадцатом году произошло в числе прочих неприятностей и из-за введения полусухого
закона в "органоне, - как бы сказал горьковский персонаж, - отравленном алкоголем".
Итак, перед нами история именно о том, как российский "органон" отравляли
- сперва бражкой, медком да крепленым кваском, потом 20-градусной хлебной вперемешку
с чистейшей слезы первачком, ну а начиная где-то с Александра Освбодителя - и
денатуратом пополам с одеколончиком ("Нам два "Тройных" и "Жасмин", потому как
с нами дама"). История, рассказанная в этой книге, в сущности, о том же, о чем
все правдивые русские истории: сперва о борьбе государства против человека, а
под конец уж и о борьбе человека против самого себя. Ибо мы - народ-conrta, и
когда бороться не с кем, боремся с собой. Ну да, ну да, до Елизаветы и само слово
"водка" означало лекарство, и продавалась она, родимая, только в аптеках, но,
навалившись всем миром, уже во времена следующей всея Руси матушки мы ее, душегреечку,
из аптеки перевезли в кабак. А там, как сказал бы юморист Аверченко, и понеслось!..
Ну да, ну да, до Петра вовсе не мы считались свиньями, закусывающими водку
воблой, а то и рукавом, коли рыбка сорвалась, а сами считали первыми питухами
немцев, шведов да поляков. Только ведь одна ассамблея, другая, третья, а там -
и понеслось!..
И посейчас несется, мчится, и нет ответа - куда. Кабаки множатся, шинкари
не переводятся, цены растут, то бишь государство с народом борется не хуже, чем
при Иване с Петром, да и народ от государей не отстает в части борьбы с самим
собой, ибо сказано было: человек слаб, а враг силён!
О том и труд, на редкость сообщительный, вполне серьезный и честный, а последнее
обстоятельство в литературе, посвященной пьянству (без разницы - pro или contra)
- редкость. Именно в этом, на мой взгляд, главное достоинство одной из самых сильных
книг известной и крайне неровной "молодогвардейской" серии "Повседневная жизнь человечества" - в честности, с которой авторы говорят и о проблеме, и о безуспешных попытках
ее преодоления, попытках, на деле проблему лишь усиливающих. В честности, с которой
рассказывается о том, как русский народ спаивало и спаивает его государство, и
о том, как - ну, русские ж мы, и государство у нас такое же! - с плодами дел своих
время от времени пыталось бороться. Результатом первого взятия алкогольного городка
стало свержение монархии, а вслед за ней и капитализма в России. Результатом последнего
(пока что) - реставрация капитализма. Следующий ход напрашивается: еще одно, последнее
усилье - и сла-авься, сла-авься, наш русский царь!
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно: борьба за монополию
сменяется борьбой с монополиями, шинки - кабаками, кабаки - ресторанами, а итог
один: пей не хочу! И как не пить, "коль посмотришь с холодным вниманьем вокруг"?
Как не пить, когда средний месячный доход 5-6 тысяч, а одна только эта вот душеполезная
книжка стоит 450 рубликов, тогда как водка втрое меньше?!.
А знаете ли, что все крупные состояния нажиты... Нет, речь не о нетрудовых
способах, - они нажиты на водке, ну, пусть в ХХ веке еще и на нефти. А уж в XIX-то!..
Смотрите, отцы и деды чуть не всех крупнейших меценатов, спонсировавших культуру
Серебряного века и революцию, коей он завершился, сделали состояния на водочных
откупах: Мамонтов, Кокорев, Бернадаки, Утин, Рюмин, Алянчиковы... Так что, как
же не пить, как не спонсировать всем миром будущих спонсоров будущей культуры?
Нет, не могу спокойно рассказывать об этой книжке, написанной, в отличие
от моей заметки, ровно и обстоятельно, однако вызывающей, право слово, бурю чувств.
Оказывается, такое бывает и при чтении исторической публицистики…
В общем, читатель, прав поэт: "О, сколько нам открытий чудных..." Так ведь
и то верно: Россия вырастает в кухнях да кабаках, и если рассказать о них всю
правду... Правду о спившемся великом царе Петре (непонятно, отчего авторы не рассказали
того же о спившемся царе Александре III), правду о солдатах-матросах революции,
натурально топившихся от счастья в винных бочках разграбленных ими магазинов (даешь
р-революцию!), правду о дошедшей до полного идиотизма и бесстыдства власти Лигачевых-Горбачевых,
правду, правду, правду... Правду о смирновской и шустовской, о московской особой
и столичной, о грузинских коньяках, а также о шипучках и рейнвейнах средней полосы,
которые мы, как сказал другой наш классик, выделываем преотличнейшим образом,
хоть виноград у нас в Поволжье и не произрастает. Правду о том, что "веселие наше
- питие", то бишь о том, что больше нам веселиться, пожалуй что, не от чего.
И лишь одна отдушина есть в этой трезвой истории о нашем пьянстве - рассказ
о том, как Россия когда-то ела (до того, как перестала есть). Тут уж и сам Рабле,
как говорится, отдыхает.
Замечательная книжка, прочесть стоит непременно. А я свой сумбурный от избытка
чувств рассказ завершу двумя маленькими цитатами, в которых, кажется, во всей
полноте предстает перед читателем быт нашего совсем недавнего прошлого - когда
есть Россия уже перестала.
"В столицах и крупных городах питейный ассортимент был довольно разнообразен,
но в провинции его образцы уже включались в так называемые "продовольственные
заказы", выдававшиеся на предприятиях и учреждениях под праздники (то есть, молодые
люди, это означает, что ни в магазинах, ни на рынке в свободной продаже их купить
было невозможно или почти невозможно. - В.Р.). Например, в... 1976 году в набор, получаемый сотрудниками оборонной отрасли
одного из "закрытых" городов, входили продукты: "Говядина 4, 1 кг, свинина 3,
0 кг, язык говяжий 2, 1 кг, куры 3, 4 кг, консервы (лосось, шпроты, сардины всего
3 банки), кофе растворимый 1 банка, горбуша соленая 0, 85 кг, колбаса варено-копченая
0, 5 кг, сельдь баночная (банка), икра красная (банка 140 г), огурцы маринованные
(2 банки), масло кукурузное (2 бут.), масло оливковое (2 бут.), водка "Посольская",
коньяк армянский (3 зв.), рислинг (1 бут.). К оплате 70 руб. 94 коп."".
В пару к этой, так сказать, счет-фактуре следующее объявление из той же эпохи:
"Вытрезвитель - 25 - 150 рублей.
Товарищеский суд - 30 - 100 рублей.
Потеря в заработной плате - 10 - 30 рублей.
Лишение премии - 30 - 100 рублей.
Лишение 13-й зарплаты" (C. 454 - 455).
Воистину: "О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!"
«Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина»
Год издания: 2007