СПб.: Изд-во "Дмитрий Буланин". - 152 с.
О чем рассказывает эта книга? О том, что многие поколения советских, а вслед
за ними и российских пушкинистов оболгали замечательного человека, подлинного
героя отечества, в целях оправдания одной-единственной пушкинской юношеской эпиграммы,
об обнародовании которой впоследствии сам поэт весьма сожалел. Ну и еще, конечно,
в целях опровержения представляющейся автору надуманной легенды о разделенной
любви "нашего всего" к жене этого героя.
Ни в любовь Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, якобы родившей от Пушкина дочь,
ни в жестокие преследования поэта малороссийским наместником Вячеслав Удовик не
верит и пытается это свое неверие аргументировать.
Сразу скажу: на мой взгляд, аргументация благородного поведения Воронцова
в истории с Пушкиным нашему автору удается; развенчание же легенды о любви - нет.
Мне бы не хотелось здесь подробно анализировать книжку В. Удовика, несколько
неряшливо изданную, однако написанную доступно для самого широкого читателя. Именно
потому, что каждый может это сделать самостоятельно. Скажу только, что благородной
цели восстановления справедливости потомков по отношению к подлинному историческому
герою, автор без всякого сомнения достигает. Что же касается любовной истории,
она, не утратив своего загадочного, как улыбка Джоконды, обаяния, оставшись неразвенчанной,
по-моему, лишь подчеркивает рыцарственный аристократизм Воронцова.
С другой стороны, "мне отмщение, и аз воздам" - поэту-таки по заслугам пришлось
заплатить за эту и прочие подобные истории собственной жизнью.
Очень интересны в изложении В. Удовика не только биография М.С. Воронцова
и его жены, но и известная история с отчетом о саранче, особенно замечателен рассказ
о реакции графа на пушкинский отчет о несостоявшейся поездке поэта на место события,
написанный тремя стихотворными строчками. Любопытны и размышления автора о роли
княгини Вяземской в финальной части любовного сюжета "Пушкин и Воронцова".
Словом, книжка без всякого сомнения заслуживает читательского внимания. Однако
есть в ней и существенные минусы, помимо не слишком состоятельной аргументации
о невозможности пушкинского романа с Елизаветой Ксаверьевной (отчего ж она так-таки
и невозможна, коли, например, возможно было рандеву настырного в этом плане Александра
Сергеевича с Долли Фикельмон?). И главный из этих минусов - рефреном повторяющиеся
нападки на всю когорту пушкинистов, из коих многих, как, например, Цявловских
и Лотмана, давно уже нет на свете. Дело даже не в том, что эти нападки несправедливы
по существу, - дело в том, что они априори бессмысленны, и В. Удовик сам это понимает,
отчего тональность его нападок не задириста, а скорее уныла. Уныние же, как мы
должны помнить, смертный грех. Никто и никогда из ученых не сознается в том, что
ошибался, если эта ошибка лежит в самой сердцевине его научной теории. Никто и
никогда не сумеет развенчать миф, тем более в данном случае, когда миф - часть
религии. Ведь Пушкин - "наше всё" потому, что Пушкин - наша подлинная религия.
Куда там до него православию, да что православию - всей уваровской триаде!
Так стоит ли в очередной раз сбрасывать с храмов колокола, тем более что
цель автора, собственно, не в низвержении кумиров, а в строительстве еще одной
колокольни? Поведение Воронцова по отношению к Пушкину, как стало ясно после исследований
В.А. Удовика, было безупречным. Быть может, и главной своей цели - возмещения
исторического долга Михаилу Семеновичу Воронцову - имеющий все возможности беспрепятственно
публиковать свои труды Вячеслав Афанасьевич добьется быстрее и легче, если не
будет по-мальчишески колебать треножники своих предшественников, которые, разумеется,
отнюдь не всегда и отнюдь не во всем были правы. Ну так ведь они же просто люди,
а не легенды, как "наше всё".
«Пушкин и чета Воронцовых »
Год издания: 2007