Сборник документов и художественно-публицистических материалов / Сост. В.Ф. Свиньин, К.А. Осеев. Новосибирск: Изд-во "Свиньин и сыновья". - 880 с.
Эта книга готовилась составителями два года, она рекламировалась, ее ждали.
Может быть, ждали ее не такой или не совсем такой, какой она получилась. Однако,
думаю, тот, кто потрудится прочесть эту книгу полностью, в конечном счете разочарован
не будет, даже если не найдет на ее страницах каких-либо имен, фотографий, документальных
или мемуарно-публицистических материалов. Необъятное, как известно, необъемлемо,
и два провинциала, замысливших едва ли не энциклопедическое издание, не имеющее
в стране аналогов, естественно, не подменят собой столичный коллектив издательства
"Российская энциклопедия".
Говорю я это не к тому, чтобы заранее оправдать недостатки книги, но для
того, чтобы начать разговор с определения ее жанра - "стремящаяся к исчерпывающей
полноте авторская книга для чтения на тему...". Слово "авторская" - здесь ключевое,
ибо и достоинства, и недостатки подобных изданий более всего проявляются именно
в подборе материалов, каковых, с одной стороны, великое множество, в чем легко
может убедиться каждый, набрав в любой сетевой поисковой системе два слова "Сталинские
премии", с другой - очевидно недостаточно, если иметь в виду проверенные и систематизированные
факты. И дело даже не в тенденциозности (книги молодого новосибирского издательства
известны как раз трезвым, взвешенным подходом к отечественной истории), дело именно
в принципах подбора материалов: он должен одновременно охватить все самое важное
и все самое интересное, а это далеко не просто, ибо часто оказывается, что самое
главное неинтересно написано, а самое интересное уводит от главной темы.
Я думаю, что В.Ф. Свиньину и К.А. Осееву в целом удалось отобрать из имевшихся
в их распоряжении книг и сетевых источников наиболее читабельные и одновременно
наиболее репрезентативные материалы о Сталинских премиях в области литературы
и искусства и в той или иной мере связанных с ними, хотя бы по времени, исторических
и культурных событиях, происходивших в нашей стране с конца 30-х до середины 50-х
годов прошлого века. Другое дело - что, к сожалению, материалы эти отнюдь не равноценны
именно в литературном плане: то, что написано в прошлом или в настоящем К. Симоновым,
Г. Свирским или Г. Боровиком в мемуарах или публицистических очерках, естественно,
несопоставимо по качеству с тем, что опубликовано в полупросвещенных углах российско-израильской
Паутины. В рецензируемом же издании, увы, все материалы размещены как бы на равных
правах, если не в равных долях. Причем (право, не хочется об этом говорить в очередной
раз, но приходится), похоже, что отобранные материалы почти не редактировались
и совсем не корректировались. Если в случае с мемуарами Константина Симонова это,
в общем, и не нужно, поскольку его прощальная книга "Глазами человека моего поколения"
прошла через все испытания еще в советских издательствах, и, соответственно, текст
ее был максимально вычищен, то с сетевыми материалами просто беда, ведь они, как
известно, даже будучи написаны профессионалами (что бывает далеко не всегда),
сканируются и выставляются на сайты, как правило, не самыми грамотными людьми.
Отсюда - удручающее количество орфографических ошибок, а что касается пунктуационных
- так местами и прямо ошеломляющее. Помимо того, среди текстов, представленных
в книге, многие - и это совершенно очевидно - взяты с ресурсов, публикующих без
какой-либо редактуры материалы радиоинтервью. Взяты и перепечатаны один к одному.
Такой принцип строгого цитирования, исповедуемый редакцией, быть может, и не вовсе
неверен, но, с другой стороны, не подвергшаяся стилистическому редактированию
устная речь (типичный пример - интервью, данные радиостанции "Свобода" Тихоном
Хренниковым и другими деятелями отечественного искусства или рассказ М. Лейбельмана
об актере В. Зускине), еще кое-как читаемая с пятого на десятое с монитора, в
книге местами выглядит просто дико.
Повторюсь: необъятное необъемлемо, и потому экономия на корректорах и редакторах
часто выходит издательствам боком. Тот, кому приходилось работать над изданием
книг, знает, как трудно избежать ошибок и опечаток, "отловить всех блох", но,
прощая издателям мелкие технические ляпы, вряд ли сколько-нибудь подготовленный
читатель не заметит и прямых содержательных оговорок, таких, как, например, оговорка
составителей на с. 118, где классический 700-страничный роман для юношества В.
Каверина "Два капитана" небрежно и неверно по существу обозван повестью и тем
самым низведен до конъюнктурного катаевского "Сына полка".
Претензии можно множить, но пора сказать о главном, то есть о хорошем. Сборник
"Сталинские премии: две стороны одной медали", несмотря на немалое количество
недочетов, все-таки замечателен. И прежде всего тем, что читабелен, в отличие
от многих подобных "книг для чтения", которые как раз читать-то и невозможно.
Далее хорош он потому, что разумно составлен: огромный том разбит на пять разделов
по хронологическому принципу, затем каждый из первых четырех разделов разбит еще
на три части. В первой представлены краткие статьи В.Ф. Свиньина, вводящие читателя
в курс основных проблем и исторических событий рассматриваемого периода. Во второй
части приведены Постановления правительства с поименным перечислением всех лауреатов
Сталинских премий и другие официальные материалы, как-то: стенограммы заседаний
Комитета по присуждению премий; биографии партийных чиновников, якобы в реальности
определявших культурную политику страны (именно - якобы, ибо, как все мы хорошо
знаем и как лишний раз подтверждает этот сборник, в реальности-то как раз всякую,
в том числе и культурную политику в СССР в те времена определял один человек);
знаменитые (и большинству из нас неизвестные) разгромные статьи в центральных
газетах, бичующие формалистов-музыкантов или пьяных блудниц-поэтесс и прочих троцкистских
прихвостней да безродных космополитов. Третья часть предлагает широкий спектр
свидетельств и мнений о рассматриваемом периоде современников (уже упомянутые
К. Симонов, Г. Свирский, Т. Хренников и др.) а также разнообразные точки зрения
на феномен Сталинских премий ныне пишущих авторов (В. Антипина, Г. Марьямов, С. Волков и мн. др.). В заключительном, справочном разделе все,
что ранее было представлено в широком разнообразии свидетельств и мнений, приведено
в жестком виде сухих (однако же исчерпывающе представительных) таблиц, охватывающих,
кажется, всю возможную информацию о присужденных, врученных и отобранных (было,
оказывается, и такое!) у лауреатов Сталинских премиях в области литературы и искусства
за весь почти двадцатилетний период их бытования в СССР. Помимо того, в этом разделе
приведены фотографии деятелей искусств, награждавшихся премиями более трех раз.
Сказанное, как вы понимаете, далеко не исчерпывает достоинств издания, на
страницах которого, помимо судьбы заглавного героя, отчетливо прослеживается еще
несколько судеб жертв режима - как правило, высокопоставленных чиновников от партийных
бонз до бюрократов от литературы и искусства, некогда начинавших в качестве одаренных
писателей, художников, музыкантов. Ярчайший и, наверное, лучший пример - Фадеев
(о котором я, например, с изумлением узнал из сборника, что, оказывается, автор
"Разгрома" и "Молодой гвардии" был двоюродным братом знаменитого С. Лазо), но
только ли Фадеев? А Симонов, а Твардовский, а Шостакович?..
Это столько же книга об отравителях и ядах, сколько о художниках и властителях,
ибо, как известно, нет желаннее дворцовой кормушки, где на золотом блюде подают
сладкую отраву. Если же смотреть на вещи незашоренными глазами, книга В. Свиньина
и К. Осеева о Сталинских премиях на самом-то деле, конечно же, повествует куда
больше о нищете куртизанок, чем об их блеске. В полном, так сказать, соответствии
с заветами истинных классиков, а не мэтров соцреализма.
Воистину, "две стороны одной медали", ибо жертвами оказываются все - и развращенные
и развращающие.
Вот эта, не слишком педалируемая, но и не вовсе прикровенная мысль проблескивает
из-под пестрого многостраничья "Сталинских премий...", о ком бы на этих сотнях
страниц ни говорилось: о художниках ли, писателях, композиторах, кинематографистах,
скульпторах, архитекторах, театральных деятелях, балеринах или чиновниках. Жертвы
- все, и только ли жертвы одного людоеда-хозяина, да и главные ли они жертвы ХХ
века, эти заслуженные деятели и лауреаты Сталинских премий? Может, просто наиболее
заметные. Тем не менее каждый из них - в прошлом живой и одаренный человек. Я
думаю, с формальной точки зрения нехудожественная книга В.Ф. Свиньина и К.А. Осеева
еще и об этом: о состоявшихся лауреатах и несостоявшихся людях, об изначальной
нашей несвободе, об удавьем сплетении социальной и индивидуальной психологии государства
и человека, от которого страдают не только кролики, но и сами удавы. А если это
на самом деле так - значит, документальный труд обрел силу художественного произведения.
И еще об одной задаче книги - как мне это представляется. Дело в трезвости
смотрящего и в угле зрения. С позиции немолодого человека, сформировавшегося в
советской системе и, разумеется, во внутреннем противостоянии с ней, сегодня,
как это ни печально, искусству и литературе по большому счету нечего противопоставить
тому, что было создано и в крокодильи, и в застойные времена. Меж тем вошедшее
в раж освобождения от идеологических оков постсоветское общество, как и предсказал
поэт, с улыбкой "на счастливом лице дурака", до сих пор продолжает выплескивать
помои из всех дверей и окон, не заметив, что вместе с помоями давно уже выплеснуло
в выгребную яму живого ребенка. Спасти его, увы, уже невозможно, но можно попытаться
хотя бы восстановить его облик, отдать должное его памяти. Ну, не состоялись по
большому счету большие, да порой и просто люди, но "Хождение по мукам" и "Жизнь
Клима Самгина", "Хорошо!" и "Во весь голос", "Угрюм-река", помянутые "Два капитана",
"Тихий Дон" и "Поднятая целина" (сколько бы ни глумилась над последней новая критика)
- книги-то, которые мы до сих пор читаем, были; "Чапаев", "Александр Невский", "Иван Грозный" - героические кинобоевики, которые до сих пор смотрим, причем с большим удовольствием, чем навороченных голливудских Борнов, - были, ампирные здания
МГУ, барочные балеты Прокофьева и Хачатуряна, трагическая какофония Шостаковича,
захватывающий дух размах Мухиной - как писал Твардовский, "все это было, было,
было"...
И все это есть, все это воссоздано, восстановлено, ожило в книге В. Свиньина
и К. Осеева, может быть, и излишне калейдоскопичной, и пестро-мозаичной порой
до рези в глазах, и слишком контрастной, но ведь именно такой была и описываемая
в ней эпоха, подобно древнегреческой Гее, без разбору порождавшая богов и чудовищ,
титанов и каракатиц, Прометеев и Горгон. От "Жизни и судьбы" - до такого вот изумительного
в своем роде стишка: "Что за праздник у ребят? // Ликует пионерия: // Это к нам
пришел в отряд // Лаврентий Палыч Берия!"
Поговаривают, что составители собираются выпустить аналогичное, только менее
объемное издание, посвященное Сталинским премиям в области науки и техники. Всячески
приветствую идею и сомневаюсь лишь в одном - что книжка будет небольшая: ведь
там, в non fiction советской-то науки, и великого, и смешного было ничуть не меньше,
чем в "золотых снах" литературы и кино, - одна борьба с вейсманизмом-морганизмом
чего стоит! Да и в области fiction вокруг советской науки, коли покопаться, найдется
многое, о чем мы понапрасну забыли.
«Сталинские премии: две стороны одной медали»
Год издания: 2007