Сборник. Сост., вступ. ст. П. Фокина. СПб.: Амфора. - 474 с. ("Без глянца")
В рамках нового издательского проекта "Без глянца", затеянного известным
филологом Павлом Фокиным, питерская "Амфора" выпустила уже три тома, посвященных
Пушкину, Достоевскому и Ахматовой. Мне попалась книжка об Ахматовой, и прочел
я ее, в общем, с удовольствием, из чего, вероятно, могу заключить, что и прочие
тома серии не хуже. Почему я так думаю? Потому что из "ахматовской" книжки ясно,
как строится серия, обращенная к учащим и учащимся, а также к той небольшой части
молодежи, которая отчего-то и зачем-то продолжает еще читать книги.
Итак, перед нами текст, внешне построенный по классическому образцу вересаевского
труда "Пушкин в жизни", но, скажем так, без излишеств - настолько без излишеств,
что в достаточно подробной биографии Ахматовой, составленной по воспоминаниям
современников, вовсе не упомянут В.Г. Гаршин, крайне скупо изложены отношения
поэтессы не только с мужьями, но и с сыном, вовсе обойдены вниманием прочие двусмысленности:
от жаркой ташкентской дружбы с Раневской до позднего романа с Найманом. Хотя мемуары
последнего, равно как и трехтомные "Записки об Анне Ахматовой" Л.К. Чуковской
цитируются обильно.
В таком случае, почему же книга, составленная Павлом Фокиным, называется
"Ахматова без глянца"? На этот вопрос, вероятно, ответить может лишь сам Павел
Фокин. Я же могу лишь предположить: дело в том, что составитель и автор вступительной
статьи старается по крайней мере не наводить его, хрестоматийного глянца, от себя.
Это - так. Ну и еще на нескольких страницах большой книги приводит фрагменты воспоминаний,
из которых следует, что создательница "Поэмы без героя" и "Реквиема" была все-таки
непростым и нелегким в общении человеком. Весь прочий подбор мемуарных текстов
свидетельствует как раз о том, что портрет Анны Ахматовой здесь дан, пусть и не
отлакированный, не парадный, но как следует отретушированный.
С другой стороны, так ли это плохо в наше время, практически уже уравнявшее
на сплошь желтых своих страницах гениев и злодеев, рок и попсу, Пушкиных и Пичужкиных?
Не станем, однако, подменять критику публицистикой - книга, посвященная трагической
жизни великого поэта, достойна того, чтобы поговорить именно о ней самой. Сделана
она достаточно толково и удобно. После небольшой вступительной статьи от составителя
следуют крупные разделы "Личность", "В кругу семьи", "На Парнасе", "Жизнь и судьба",
в свою очередь разбитые на главы, подробно раскрывающие характерные черты облика
героини, ее темперамента, мировоззрения, творческих и житейских привычек, отношений
с мужьями, друзьями, поэтами и властью. Наиболее объемный раздел "Жизнь и судьба"
дает достаточно подробное представление о долгом и трудном пути поэта, на чью
долю выпали, вероятно, самые тяжкие испытания из всех, какие может выдержать человек.
На мой взгляд, к числу недостатков книги можно отнести скуповатое изложение
важнейших для понимания творчества Ахматовой отношений ее с Гумилевым и Недоброво,
пожалуй, и вообще всего раннего периода ее становления как человека и поэта, зато
очень удачны по подбору материала оказались финальные главы книги, рассказывающие
о запоздалой мировой славе, пришедшей к Ахматовой в самом конце жизненного пути.
Эта великая женщина и в молодые-то годы не колебалась в выборе между скромной
дудочкой музы и аляповатой погремушкой славы, а уж в старости встречала поклонение
с неизменной иронией. Вот эта ирония "мудрыя змеи" показана здесь замечательно.
Завершает книгу краткая биография Ахматовой в цифрах и датах, а также небольшой
список использованной литературы, где перечислены основные источники документальных
материалов, из которых этот труд и составлен. Издание иллюстрировано достаточно
скупо, но в то же время и выразительно - рисунками Модильяни, Альтмана, Судейкина,
Тышлера и других художников.
Наиболее часто цитируются "Записки об Анне Ахматовой" Лидии Чуковской, воспоминания
Эммы Герштейн, Анатолия Наймана, Виталия Виленкина, Дмитрия Максимова, членов
семьи Ардовых, Вячеслава В. Иванова. Собственно говоря, эти-то книги и надобно
читать, если мы хотим понять, каков в действительности был "век-волкодав", в котором
пришлось выживать последним великим русским поэтам, и книжка, составленная Павлом
Фокиным, на то недвусмысленно указывает. Она - для начинающих читать, для открывающих
дверь в большую литературу, для тех, кого поразило, ослепило первое прикосновение
к великой трагической поэзии Анны Ахматовой. Она - по ходу чтения это отчетливо
понимаешь - вовсе не копирует вересаевский труд, даже, пожалуй, и не берет его
за основу, ибо там - "Пушкин в жизни", в мелочах, а здесь речь о главном, здесь
- "жизнь и судьба". А когда речь заходит о судьбе, мелочи жизни, естественно,
отходят на второй план, а то и вовсе исчезают из поля зрения.
Но именно так и должно быть, когда мы прикасаемся к бессмертному. Как сказал
поэт, "чтоб нам не оторвало рук...".
Прочтите "Ахматову без глянца", "почтите великого поэта" - рекомендую вам
эту книгу без каких-либо сомнений.
«Ахматова без глянца»
Год издания: 2007